В чем заключается работа участкового уполномоченного полиции. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции

размер шрифта

ПРИКАЗ МВД РФ от 31-12-2012 1166 ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ (2017) Актуально в 2017 году

VII. Действия участкового уполномоченного полиции при приеме граждан, рассмотрении обращений

51. В своей деятельности по содействию в реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления участковый уполномоченный полиции руководствуется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <1> и Административным регламентом системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок <2>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470.

<2> Утвержден приказом МВД России от 12 декабря 2011 г. N 1221 (зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2012 г., регистрационный N 23424).

52. Участковый уполномоченный полиции ведет прием граждан, рассматривает обращения, проявляя вежливое, внимательное, тактичное и корректное отношение к гражданам.

53. Прием граждан производится участковым уполномоченным полиции в соответствии с графиком приема граждан.

54. График приема граждан утверждается начальником территориального органа МВД России. При подготовке графика приема граждан учитывается режим работы организаций, предприятий, учреждений, расположенных на административном участке, различные местные условия и особенности. При этом предусматривается обязательное осуществление приема граждан не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней, как в дневное, так и в вечернее время.

55. Прием граждан осуществляется в участковом пункте полиции. В исключительных случаях участковый уполномоченный полиции может организовать прием граждан в здании территориального органа МВД России или ином помещении по согласованию с начальником территориального органа МВД России, органами местного самоуправления или администрацией объекта.

56. Информация о месте и времени приема граждан, номере контактного телефона участкового уполномоченного полиции размещается в средствах массовой информации и на официальном сайте территориального органа МВД России, а также путем личного вручения им визитных карточек при профилактическом обходе, в ходе отчета перед населением и другими способами.

57. В ходе приема граждан участковый уполномоченный полиции выясняет содержание обращения посетителя. В случае необходимости в пределах своей компетенции принимает меры по защите его от преступных и иных противоправных посягательств.

58. Полученную в ходе приема граждан информацию, представляющую профилактический интерес, участковый уполномоченный полиции докладывает рапортом на имя начальника территориального органа МВД России.

59. При получении обращений непосредственно от граждан участковый уполномоченный полиции в соответствии с требованиями правовых актов МВД России осуществляет регистрацию указанных обращений в журнале учета приема граждан, их обращений и заявлений.

60. Участковый уполномоченный полиции в соответствии с резолюцией прямого или непосредственного руководителя получает в подразделении делопроизводства и режима зарегистрированные обращения граждан <1> для рассмотрения по существу.

<1> Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

61. При выявлении в ходе проверки обращения признаков преступления участковый уполномоченный полиции составляет рапорт по существу полученной информации на имя начальника территориального органа МВД России, сообщает в дежурную часть территориального органа МВД России (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) для регистрации.

62. Полученные заявления (сообщения, иная информация) о преступлении, административном правонарушении, происшествии регистрируются и рассматриваются в соответствии с Административным регламентом МВД России предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

  • Общие положения деятельности участковых уполномоченных милиции
  • Правовые основы и организация деятельности участковых уполномоченных милиции
    • История становления и развития службы участковых уполномоченных милиции в системе органов внутренних дел России
    • Нормативное правовое регулирование деятельности участковых уполномоченных милиции
    • Административно-правовой статус участковых уполномоченных милиции: задачи, функции, права и обязанности
    • Структурное построение подразделений участковых уполномоченных милиции
    • Основные элементы организации деятельности участковых уполномоченных милиции
    • Документация участковых уполномоченных милиции
  • Психолого-педагогические особенности деятельности участковых уполномоченных милиции
    • Профессиограмма участкового уполномоченного милиции
    • Познавательная деятельность участкового уполномоченного милиции
    • Коммуникативная деятельность участкового уполномоченного милиции
    • Социальная деятельность участкового уполномоченного милиции
    • Удостоверительная деятельность участкового уполномоченного милиции
  • Профилактическая деятельность участковых уполномоченных милиции
  • Методы административной деятельности участковых уполномоченных милиции
    • Содержание административной деятельности участковых уполномоченных милиции и основные методы, применяемые при ее осуществлении
    • Методы убеждения, применяемые в профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции
    • Методы принуждения, применяемые в профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции
  • Особенности административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных милиции
    • Понятие административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных милиции
    • Участковые уполномоченные милиции как субъекты административной юрисдикции
    • Производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных участковым уполномоченным милиции
  • Деятельность участковых уполномоченных милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также совершаемых в быту
    • Деятельность участковых уполномоченных милиции по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
    • Взаимодействие участкового уполномоченного милиции со службами ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
    • Деятельность участковых уполномоченных милиции по профилактике правонарушений, связанных с семейно-бытовыми конфликтами
  • Деятельность участковых уполномоченных милиции по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений паспортно-регистрационных правил и правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
    • Понятие и назначение регистрационного и миграционного учетов
    • Регистрация иностранных граждан по месту жительства
    • Задачи и функции участковых уполномоченных милиции по обеспечению соблюдения паспортно-регистрационных и миграционных правил
    • Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации
    • Взаимодействие участковых уполномоченных милиции с подразделениями Федеральной миграционной службы России
    • Технология выявления участковыми уполномоченными милиции дорожно-транспортных правонарушений и преступлений
  • Деятельность участковых уполномоченных милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
    • Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, рассматриваемых участковыми уполномоченными милиции
    • Организация и тактика предупреждения и пресечения административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
    • Оформление участковыми уполномоченными милиции дел об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
  • Особенности деятельности участковых уполномоченных милиции
  • Деятельность участкового уполномоченного милиции в сельской местности
    • Факторы, влияющие на организацию работы участковых уполномоченных милиции в сельской местности
    • Направления деятельности участковых уполномоченных милиции в сельской местности
    • Взаимодействие участковых уполномоченных милиции в сельской местности с общественными формированиями и объединениями
    • Методика составления отчета участкового уполномоченного милиции перед населением
  • Взаимодействие участковых уполномоченных милиции при выполнении служебных обязанностей с иными службами органов внутренних дел, органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами
    • Формы взаимодействия участковых уполномоченных милиции с другими службами милиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
    • Формы взаимодействия участковых уполномоченных милиции с органами государственной власти и местного самоуправления
    • Взаимодействие участковых уполномоченных милиции с общественными объединениями и гражданами
  • Деятельность участковых уполномоченных милиции по рассмотрению обращений граждан
    • Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции по рассмотрению обращений граждан
    • Прием граждан участковым уполномоченным милиции
    • Организация и порядок работы участкового уполномоченного милиции с обращениями граждан
  • Учет и оценка деятельности участковых уполномоченных милиции
    • Значение учета и оценки деятельности участкового уполномоченного милиции
    • Показатели деятельности участкового уполномоченного милиции

Прием граждан участковым уполномоченным милиции

Статья 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирует порядок личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Применительно к деятельности участкового уполномоченного милиции данная информация вывешивается у входа в участковый пункт милиции или в ином доступном для населения месте. На информационных стендах для жителей административного участка размещается информация о днях и часах приема граждан, а также номерах телефонов участкового уполномоченного милиции и дежурной части органа внутренних дел.

Прием населения производится участковым уполномоченным милиции не реже трех раз в неделю , в том числе в один из выходных дней . При определении дней и часов приема предусматривается обязательное осуществление приема в течение недели как в дневное, так и в вечернее время. Обязательно учитываются распорядок работы предприятий, учреждений, организаций и другие местные условия и возможности. Графики приема граждан и работы участкового уполномоченного милиции утверждаются начальником органа внутренних дел. Деятельность участкового уполномоченного милиции, как правило, осуществляется в двухсменном режиме.

Кроме участковых пунктов милиции участковые уполномоченные милиции могут принимать граждан и по месту их работы, для этого руководители предприятий, учреждений, строек, колхозов, совхозов предоставляют участковому уполномоченному милиции необходимые помещения. Графики приема граждан по месту жительства и месту работы согласовываются соответственно с местными администрациями, а также с администрациями предприятий, учреждений, организаций. О приеме граждан по месту жительства и работы должно быть объявлено не позднее чем за пять дней до приема.

Главенствующая роль в процессе организации и осуществлении приема граждан отводится участковому уполномоченному милиции, который является представителем милиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел. Таким образом, реализуется положение ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которым все обращения граждан рассматривает должностное лицо как лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В приеме граждан, с их согласия, могут участвовать на общественных началах юристы, представители общественности и т.д. Лицам, не имеющим непосредственного отношения к приему, запрещается находиться в помещении, где он проводится.

Как уже отмечалось выше, прием граждан участковым уполномоченным милиции обычно осуществляется в помещении участкового пункта милиции. В нем на видном и доступном для посетителей месте размешается книга отзывов и предложений граждан. Вся обстановка в помещении, где ведется прием, должна свидетельствовать о внимании к людям.

Прием граждан участковым уполномоченным милиции проводится от имени органа внутренних дел. Он начинается с предложения посетителю сообщить свои: фамилию, имя, отчество, место жительства и работы, а также изложить сущность вопроса, с которым он обращается. При необходимости допускается в корректной форме попросить посетителя предъявить документ, удостоверяющий личность. Отсутствие документа не может служить основанием для отказа в приеме.

Важно осуществлять прием таким образом, чтобы посетители почувствовали со стороны участкового уполномоченного милиции уважение к себе, доброжелательность, заинтересованность в разрешении волнующих их проблем, компетентность в ответах на поставленные вопросы. Необходимо по возможности, не заставлять посетителей долго ожидать приема.

Вести разговор следует так, чтобы человек не считал участкового уполномоченного своим недоброжелателем. В процессе беседы нельзя заниматься решением других вопросов, разговорами по телефону, с сослуживцами, не имеющими отношения к делу, о котором ведет речь посетитель. Также нельзя необоснованно перебивать гражданина, повышать голос, вести себя высокомерно, небрежно, есть, пить, курить, показывать другие вредные привычки. Необходимо терпеливо выслушать гражданина и дать ему возможность высказать свое мнение до конца.

Надо учитывать, что не все заявления и жалобы со стороны посетителей содержат законные и обоснованные требования. Некоторые граждане (особенно пожилые люди) в связи с недостаточными знаниями действующего законодательства, неправильным восприятием отдельных факторов (большинство субъективных) заблуждаются, предполагая наличие у них прав, которыми они на самом деле не обладают, либо требуют разрешения вопросов, не относящихся к компетенции милиции. В таких случаях необходимо квалифицированно, подробно, доступно и убедительно объяснить сущность их заблуждений, порядок обращения для разрешения споров в другие инстанции, а также показать свое активное участие в решении данного вопроса.

Участковым уполномоченным милиции (особенно молодым и недавно назначенным на эту должность) не рекомендуется выражать свое негативное отношение к жалобам граждан, показывать свою агрессивность, каким бы назойливым, упрямым ни был посетитель. Необходимо помнить, что неправильное поведение участкового уполномоченного милиции способствует снижению его авторитета перед жителями административного участка, особенно в сельской местности, где общественное мнение всегда выше, чем в городе.

Осуществляя прием иностранных граждан и лиц без гражданства, участковые уполномоченные милиции должны проводить его отдельно от граждан России и не менее чем двумя работниками.

Лица, находящиеся в состоянии опьянения, на прием не допускаются. Прием таких лиц разрешается лишь в случаях сообщения ими сведений о подготавливаемых или совершаемых преступлениях, а также о других событиях, требующих принятия немедленных мер.

Вопросы, с которыми обращаются граждане, по возможности разрешаются в ходе приема. Если с этим вопросом гражданин уже ранее обращался в данный орган, тогда перед началом беседы следует изучить имеющиеся материалы.

Участковый уполномоченный милиции, производящий прием граждан, руководствуясь законодательством и иными нормативными правовыми актами, в пределах своей компетенции вправе принять одно из следующих решении:

  • удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения;
  • отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения;
  • принять письменное заявление, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок ее рассмотрения. Если посетитель по каким-либо причинам не может самостоятельно изложить в письменной форме свою просьбу, оказать ему в этом необходимую помощь;
  • если разрешение вопроса, с которым обратился посетитель, не входит в компетенцию ОВД, то участковый уполномоченный милиции разъясняет ему, в какое ведомство (в организацию или учреждение) следует обратиться, по возможности оказывает необходимое содействие в этом.

Содержание устного обращения заносится в Карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое участковым уполномоченным милиции в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.

Всю работу по приему граждан участковый уполномоченный милиции учитывает в Журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции. Этот журнал регистрируется в секретариате (канцелярии) ОВД и выдается участковому уполномоченному милиции под расписку. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью. Поступающие обращения регистрируются в журнале строго по порядку, записи ведутся чернилами четко и аккуратно. Журнал хранится участковым уполномоченным милиции в служебном помещении в металлическом шкафу (сейфе). При освобождении участкового уполномоченного милиции от должности либо по окончании журнала он сдается в секретариат ОВД и уничтожается в установленном порядке.

В Журнале обращений и приема граждан имеются следующие разделы:

1. Номер по порядку (1, 2, 3 и т.д.).

2. Дата и время приема граждан и должностных лиц (03.01.08 г., 18.00 ч.; 18.01.08 г., 10.00 ч).

3. Фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес (Петров Иван Николаевич, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 10, кв. 8).

5. Дата и регистрационный номер в Книге учета сообщений о происшествиях или в журнале секретариата ОВД (03.01.08 г. КСУП № 708; А-701 18.01.08 г.).

6. Результаты рассмотрения заявления, сообщения, жалобы (возбуждено уголовное дело № 00145 по ч. 2 ст. 213 УК РФ 06.01.08 г.; 26.01.08 г. отказано в возбуждении уголовного дела по ст. 5, п. 6 ст. 113 УПК РФ).

Если же в ходе осуществления приема к участковому уполномоченному милиции обращаются граждане с информацией о подготавливаемых, совершаемых или уже совершенных преступлениях, он ее также регистрирует в Журнале учета приема граждан и затем докладывает в дежурную часть ОВД.

51. В своей деятельности по содействию в реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления участковый уполномоченный полиции руководствуется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Административным регламентом системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

52. Участковый уполномоченный полиции ведет прием граждан, рассматривает обращения, проявляя вежливое, внимательное, тактичное и корректное отношение к гражданам.

53. Прием граждан производится участковым уполномоченным полиции в соответствии с графиком приема граждан.

54. График приема граждан утверждается начальником территориального органа МВД России. При подготовке графика приема граждан учитывается режим работы организаций, предприятий, учреждений, расположенных на административном участке, различные местные условия и особенности. При этом предусматривается обязательное осуществление приема граждан не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней, как в дневное, так и в вечернее время.

55. Прием граждан осуществляется в участковом пункте полиции. В исключительных случаях участковый уполномоченный полиции может организовать прием граждан в здании территориального органа МВД России или ином помещении по согласованию с начальником территориального органа МВД России, органами местного самоуправления или администрацией объекта.

56. Информация о месте и времени приема граждан, номере контактного телефона участкового уполномоченного полиции размещается в средствах массовой информации и на официальном сайте территориального органа МВД России, а также путем личного вручения им визитных карточек при профилактическом обходе, в ходе отчета перед населением и другими способами.

57. В ходе приема граждан участковый уполномоченный полиции выясняет содержание обращения посетителя. В случае необходимости в пределах своей компетенции принимает меры по защите его от преступных и иных противоправных посягательств.

58. Полученную в ходе приема граждан информацию, представляющую оперативно-профилактический интерес, участковый уполномоченный полиции докладывает рапортом на имя начальника территориального органа МВД России.

59. При получении обращений непосредственно от граждан участковый уполномоченный полиции в соответствии с требованиями правовых актов МВД России осуществляет регистрацию указанных обращений в журнале учета приема граждан, их обращений и заявлений.


60. Участковый уполномоченный полиции в соответствии с резолюцией прямого или непосредственного руководителя получает в подразделении делопроизводства и режима зарегистрированные обращения граждан для рассмотрения по существу.

61. При выявлении в ходе проверки обращения признаков преступления участковый уполномоченный полиции составляет рапорт по существу полученной информации на имя начальника территориального органа МВД России, сообщает в дежурную часть территориального органа МВД России (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) для регистрации.

62. Полученные заявления (сообщения, иная информация) о преступлении, административном правонарушении, происшествии регистрируются и рассматриваются в соответствии с Административным регламентом МВД России предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных ОВД МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Тема № 3:

«Правовые и организационные основы профилактической деятельности УУП»