Аттика, афины. История древней греции Где находилась аттика в древней греции

ярус (полоса) над главным карнизом в античном фасаде.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аттика

Аттика (Attica), обл. в юго-вост. части Центр. Греции. В древности здесь было неск. небольших поселений, к-рые постепенно объединились в город-государство Афины. Этот процесс завершился к 7 в. до н.э. Семьи крупных землевладельцев продолжали жить вне города, хотя во время Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) сельская местность нередко подвергалась разграблению вторгавшимися спартанцами. А. была богата природными ресурсами, особенно глиной, необходимой для процветавшей гончарной пром-ти, а также мрамором, свинцом и серебром, к-рое требовалось для финансирования афинского флота.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АТТИК

Тит Помпоний (110 - 132 до н.э.) - богатый и влият. рим. всадник, получил имя А. вследствие того, что более 20 лет жил в Афинах. Будучи состоят. землевлад., торговцем и финансистом, старался занять в неспокойное с политич. точки зрения время нейтрал. позицию между противоборств. партиями. Это огражд. А. от посяга-тельств на его состояние и обеспеч. посреднич. роль. Письма, напис. Цицероном, с к-рым А. связыв. многолет. дружба, представляют собой историч. документ той эпохи. А. явл. высоко-образов. и просв. человеком, он снискал себе известн. публикацией и распростр. лит. произв. Для этой цели он располагал образован. рабами-переписчиками. Его собств. соч. «Хроника» - краткий хронологич. очерк об истории Рима со дня основания. Жизнь А. подробно опис. его другом Корнелием Непотом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аттика

полуостров на Ю.-В. средней Греции, граничащий на С. с Беотией, на З. с Мегарской областью; пл. полуострова 2200 км2, рельеф преим. горный. Горы Киферон (1409 м) и Парнас (1413 м) с отрогами образуют естеств. границу Аттической области. Другие значительные горные вершины, известные мраморными каменоломнями, - Пентеликон и Гимет. Юж. оконечность полуострова образует мыс Суний. В равнинной части полуострова расположены Афины. Элевсин и Марафон. По Афинской равнине протекают pp. Кефис и Илисс, которые в летнее время, как правило, пересыхают. Почвы в А. преим. известковые, поэтому гл. сельскохозяйств. культурами в древности были виноград, оливки и фиги. Осн. месторождения полезных ископаемых находились в Лаврионе, добывали гончарную глину, серебро и железную руду. Первые жители пришли в А. ок. 1900 до н. э. Т. к. великое переселение дорян в кон. 2-го тыс. до н. э. А. не затронуло, жители этой области считали себя автохтонами. Ок. 1000 до н. э. население А. было объединено под властью Афин. К другим значительным поселениям А. относятся Пирей, Элевсин, Форикос, Браврон и Рамнунт.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АТТИКА

Древняя (´Attikn) - область Др. Греции. Заселена с эпохи неолита. Отроги Киферона и Парнета делят А. на небольшие равнины: афинская, элевсинская, месогейская, марафонская - пригодные для с. х-ва. Кроме равнинного, было распространено террасное земледелие. Гл. с.-х. культурами А. в древности были виноград и оливки. Урожаи ячменя и пшеницы были невысокие, хлеба не хватало. На горных пастбищах разводили овец и коз. А. была богата солью, мрамором, глиной, серебром (добывалось в горах Лаврион на юге А.). В А. были развиты ремесла (гончарное, обработка металлов, судостроение). Изрезанность берегов А., ее срединное положение в Др. Греции, потребность в импорте хлеба способствовали развитию мор. торговли А. (гавани - Пирей, Фалерон). К 5 в. до н. э. А. постепенно стала самой развитой социально-экономич., политич. и культурной областью (центр - Афины) Др. Греции. В совр. Греции А. образует одну из адм.-терр. единиц - номов. Лит.: Колобова К. М., Глускина Л. М., Очерки истории Древней Греции, Л., 1958; Wrede W., Attika, Athen, 1934. -***-***-***- Аттика времен Клисфена

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аттик

Titus Pomponius Atticus) – богатый и влиятельный римский землевладелец, торговец и финансист, историк, издатель и меценат I в. до Р.Х. Родился в 110 г., умер в 32 г. до Р.Х. Представитель сословия всадников Аттик был высокообразованным и просвещенным человеком, свое прозвище он получил вследствие того, что более 20 лет прожил в Афинах. Состоял в многолетней дружбе и переписке с Цицероном (тексты этих писем сохранились до наших дней), переписывался также с Октавианом и Марком Антонием в 30-е гг. до Р.Х. Получил широкую известность в образованных слоях римского общества как публикатор и распространитель литературных произведений, в том числе трудов своих современников. Для этих целей Аттик держал у себя дома целый штат образованных рабов-переписчиков. Сам Тит Помпоний Аттик был автором «Анналов» («Liber annalis») – сочинения, представлявшего собой краткий хронологический очерк истории Рима со дня его основания, а также отдельных трудов по генеалогии знатных римских родов, ныне утерянных. Биография Аттика, написанная одним из его друзей – историком Корнелием Непотом, пережила тысячелетия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аттик

1. Тит Помпоний (110 - 32 до н. э.), богатый и влиятельный рим. всадник, получил имя А. вследствие того, что более 20 лет жил в Афинах. Будучи состоятельным землевладельцем, торговцем и финансистом, старался занять в неспокойное с политич. точки зрения время нейтральную позицию между противоборствующими партиями. Это ограждало А. от посягательств на его состояние и обеспечивало посреднич. роль. Письма, написанные Цицероном, с которым А. связывала многолетняя дружба, представляют собой историч. документ той эпохи. А. являлся высокообразованным и просвещ. человеком, он снискал себе известность публикацией и распространением лит. произведений. Для этой цели он располагал образованными рабами-переписчиками. Его собств. сочинение «Хроника» («Liber annalis») - краткий хронологич. очерк об истории Рима со дня его основания. Жизнь А. подробно описана его другом Корнелием Непотом.

2. низкая надстроенная стенка, располож. над венчающим сооружение карнизом (в рим. архитектуре обычно на триумфальных арках) и предназнач. для барельефа или надписи. Встречается также в искусстве Ренессанса, барокко и классицизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аттика

от греч. - страна побережья)

полуостров, одна из крупнейших областей на юго-востоке Средн. Греции. Ее горы являются разветвлениями Киферона, крутого каменистого хребта, который образовал естественную границу А. с Беотией и Мегарами. Среди горных хребтов расположены равнины: Элевсинская, Кекропская, Месогейская и Марафонская. Небольшие реки А. Кефис и Асоп были мелководными, земля - неплодородной. Но трудолюбие земледельцев компенсировало скудность земли: в А. выращивали оливки, виноград, фиги, просо, полбу, ячмень. В горах было много известняка и мрамора, пригодных для строительства. В Лаврионе добывали серебро, железную руду и глину, что способствовало раннему развитию ремесел, а благодаря большим запасам поваренной соли население стало заниматься консервированием продуктов, положив начало развитию целой отрасли промышленности.

Население А. считало себя автохтонами. Ок. X в. до н.э., при легендарном царе Тесее, оно начало объединяться под властью Афин, однако этот процесс был длительным и растянулся на столетия. К VI в. до н.э. Афины стали центром экономических и политических преобразований в А. Крупными центрами А. были Элевсин, Пирей, Форикос, Рамнунт и др.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Отличное определение

Неполное определение ↓

АТТИК

церковь в Константинополе, которая была сооружена в IX в. в традициях восточной ранневизантийской архитектуры, восходившей к тронным залам вавилонских и ассирийских царей в древней Месопотамии. Ее византийское название не сохранилось. Как предполагают исследователи, церковь не предназначалась для церемониальных культовых действий, а использовалась в качестве молельни. Это была пятинефная крестовокупольная постройка с низким куполом (5 м в диаметре), опиравшимся не на столбы, а на массивные стены с небольшими проемами, ведущими в угловые помещения. В основу ее плана был положен квадрат. От первоначальных наружных стен сохранились лишь широкие приземистые апсиды, имевшие каждая по три грани без выступов и украшений. В восточном конце креста находилось алтарное помещение, к которому примыкала апсида. Молящиеся располагались перед алтарем в боковых концах креста, раздвинутых вширь, причем западный конец был длиннее северного и южного, что усиливало направленность в сторону алтаря. В подкупольном квадрате и нартексе были сводчатые перекрытия, в крайних боковых нефах, превращенных в изолированные молельни с изображениями святых, – деревянные перекрытия. Кладка Аттика не отличалась от аналогичных культовых сооружений этой и последующих эпох: 6 – 6 рядов массивной кладки из каменных блоков, свойственной архитектуре Малой Азии, чередовались с 4 – 4 рядами кирпича. После завоевания Византии турки превратили эту церковь в мечеть, заложив окна и разрушив крайние боковые нефы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АТТИК

римское cognomen. Самый известный был

1. Т. Pomponius Atticus, родился в 109 г. до Р. X., происходил из древнего рода римских всадников и получил отличное образование. Он был усыновлен своим дядей Кв. Цецилием и назывался поэтому Кв. Цецилий Помпониан А. Чтобы избежать участия в раздорах во время волнений, вызванных Сулпицием и Цинной, отправился в Афины и там занимался науками. В Афинах он прожил много лет и от этого получил название Atticus. Афиняне полюбили его (Нер. Att. 2) как за его щедрость и симпатичность, так и за его великодушную поддержку бедных и нуждающихся и выразили свое уважение к нему сооружением в честь его статуй. Когда Сулла по возвращении своем из Азии проживал в Афинах, А. пользовался большим его расположением. Вскоре потом он возвратился, к величайшему прискорбию афинян, в Рим, около того времени, когда ему досталось по наследству имущество его дяди Кв. Цецилия; часть этого имущества он и здесь употреблял на поддержку своих друзей, в числе которых были Цицерон и Гортенский, и не отказывал в помощи даже тем, политическому убеждению которых он не сочувствовал. Положение А. между влиятельнейшими мужами его времени было очень своеобразное. В политику он не вмешивался; ему удавалось в одно и то же время находиться в наилучших отношениях с предводителями различных партий; будучи другом Цицерона, он пользовался расположением Антония, находясь в дружбе с младшим Марием, не терял уважения Суллы. Таким образом, его добрая слава и его жизнь не пострадали от диких раздоров партий, потому что его обходительный характер и его редкое образование ставили его выше их. Должностей он никогда не искал и не занимал. Он умер в 32 г. до Р. X., на 77 году жизни, уважаемый всеми современниками. Литературе он оказал большую услугу размножением и распространением сочинений своих современников и друзей; перепиской сочинений занимались (Nep. Att. 13) его многочисленные рабы. Он и сам писал исторические сочинения, между которыми liber annalis, посвященный Цицерону, содержал историю Рима от основания до его времени, расположенную в хронологических таблицах по должностным лицам. Nep. Att. 18 Cic. Brut. 3, 5. И. Непот (18, 5) упоминает также об imagines и об одном греческом сочинении о консульстве Цицерона. Cic. ad Att. 2, 1, 1. Plin. n. h. 35, 3, 11. ср. : Boissier, Цицерон и его друзья;

2. Tib. Claudius Herodes, сын богатого марафонянина, родился ок. 103 г. от Р. X. и занимался риторикой при Марке Аврелии, который оказывал ему большое уважение. Будучи воспитан отличными учителями, А. поступил на государственную службу ив 143 г. занимал консульскую должность. Впоследствии, однако, он оставил государственную службу и всецело предался научным занятиям. Он основал ораторскую школу, из которой вышли отличные ученики, и сам был превосходным оратором. Gell. 19, 12. Его обучением пользовались также императоры Л. Вер и Марк Аврелий. Об его отношениях к Фронтону, не всегда дружественных, ср. письма последнего р. 61. 111. 138. Из его многочисленных произведений до нас ни одно не дошло; подлинность приписываемых ему сочинений не может быть доказана. Главным его достоинством, кажется, были простота и плавность языка. Обладая большим богатством, он был благодетелем бедных и основал много великолепных полезных построек в Афинах, Риме и других городах. Умер в 179 г. в Марафоне.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АТТИКА

? ?????? (от ?????, вместо???????), называлась раньше также????, «прибрежная страна» , а у поэтов???????, или?????, или?????????? и была важнейшей из 8 областей, составлявших собственную (среднюю) Элладу. Она имела форму треугольника, вершина которого обращена была к юго-востоку, граничила на севере с Беотией, на востоке - с Эгейским морем, на юго-западе - с Саронским заливом (н. Эгинский залив), на западе - с Мегарой и занимала площадь приблизительно в 1960 кв. верст. А. - гористая страна и покрыта отдельными, но частыми, большей частью голыми группами гор и холмов, между которыми помещаются лишь немногие и незначительные равнины. Все горы представляют отроги Киферона (????????, н. того же имени, высшая вершина называется Elatia), дикого крутого и каменистого хребта, достигающего до 4000 футов высоты, известного из мифов об охоте на киферонского льва, об охоте Актеона и об Эдипе, и образовавшего границу А. со стороны Беотии и Мегара. Резкий контраст между ним и соседним Геликоном подал повод к мифу о двух братьях, превращенных в горы; кроткий и добрый Геликон сделался местопребыванием муз, жестокий Киферон, убивший отца и мать, - местопребыванием эриний. По самым диким местам Киферона вился проход?????? ??????? или?????? ???????, н. Gifto Kastro. На юг от Киферона тянулась более низкая цепь гор, называвшихся, вероятно, ??????? ??????, представлявших мегарскую границу и оканчивавшихся близ берега, напротив северной части Саламина двумя рогообразными вершинами (н. ??????). На восток от Киферона страна прорезывается Парнефом (??????, н. Озеа), самой значительной по высоте (свыше 4000 футов) и протяжению горной цепью А. В древности Парнеф весь был покрыт лесами и ныне еще на склонах его растут частью лиственные деревья и кустарники, частью же сосны. Он богат красивыми видами. На юг продолжение его составляет гораздо более низкая цепь гор, н. ?????????, отделявшая с запада афинскую равнину от элевсинской; средняя часть этой цепи, через которую вела священная дорога в Элевсин, имела название??? ???????? ??????, крайняя, юго-западная часть, с мысом???????-??????????, по одному из демов. С вершины Коридалла Ксеркс наблюдал за ходом сражения при Саламине. Hdt. 8, 90. На юго-восток от Парнефа возвышается Брилетт (?????????) или??? ??????????? ??????, по дему???????; он славился своим мрамором. К нему примыкает и направляется к югу, но ближе к городу, тоже богатый мрамором Гиметт???????, н. Trelo-Vuni, славящийся еще и ныне душистым тимьяном и превосходным медом. Гиметт заканчивается мысом?????? (н. мыс Helikes). Гора Ликабетт (??????????, н. Hagios Georgios) представляет отдельный каменистый конус, доходящий на северо-востоке до стен Афин; к нему примыкает, направляясь к северу, скалистая цепь гор, вероятно, древний????????. Южная часть А. также покрыта цепями гор, образующих у Сунийского мыса (н. мыс Colonna) круто спускающиеся к морю Лаврийские горы (???????? или???????) с богатыми серебряными рудниками (Hdt. 7, 144. Plut. Them. 4), составлявшими для древних Афин главный источник богатства. Равнин в А. было три:

1. Элевсинская (?????????? ??????), между Кифероном и болотистым берегом Элевсинского залива, житница Афин, вследствие чего в начале Пелопоннесской войны первой была опустошена спартанцами. Западная часть ее называлась ´?????? ??????, восточная, большая часть - ???????? ??????; прилегавшая к Мегаре ее часть, неотъемлемая собственность Деметры, носила название??? ???? или??????;

2. Кекропская равнина, на северо-востоке от Афин, называвшаяся просто??? ?????? (н. Каландрийская равнина), была окружена Айгалеем и Гиметтом и орошаема Кефисом; на северо-востоке над ней возвышалась Декелея, которая и была занята вследствие этого спартанцами в Пелопоннесскую войну;

3. Месогейская равнина (????????), н. Mesoghia, находилась на востоке у морского берега около Браврона.

Кроме того, были еще меньшие равнины - Марафонская и равнина у устья Асопа. Орошение страны было скудное, почти все реки и ручьи летом очень маловодны. А. принадлежит притекающий из Беотии Асоп в нижнем своем течении. Важнейшая река страны, Кефис (??????? н. Kiphissos) вытекает из юго-западного склона Брилетта, соединяется с немногими ручьями, берущими начало на Парнефе, и протекает через Кекропскую равнину, на западной стороне Афин (прорезая длинные стены); зимой он выступает из берегов у устья около фалерской гавани. Илисс (Ilissos) вытекает из Гиметта, соединяется с ручьем Эриданом, протекает с южной стороны Афин и теряется в равнине. Другой Кефис (н. Sarandopotamos), берущий начало на Кифероне, вливается в море на востоке от Элевсина. Восточнее от него находились ´??????, текущие соляные воды, рыбная ловля в которых принадлежала элевсинскому храму. Афины и их окрестности не были богаче водой, чем остальная А. Годную воду доставляли, кроме Илисса и Кефиса, только источники Панопа и Каллирроя (?????????, близ Одеона), называвшаяся также???????????? или?????????????; ныне и этот ключ дает мутную воду. Лишь Адриан (117-138) устроил водопровод из Анхесма для восточной части города. Остальные колодцы давали дурную воду и поэтому иногда назывались также??????? (Hdt. 8, 55). Надзиратель за колодцами (?????????? ???????) было важное лицо, наблюдавшее за тем, чтобы никто не отводил воды, не имея права на это. Из заливов важнейшие были: с восточной стороны - неглубокая марафонская бухта, с западной - гавани города Афин (см. ниже) и элевсинская бухта. Хотя ныне трудно составить верное понятие о состоянии страны в древности, так как вследствие исчезновения лесов и обмеления рек сухость ее достигла высокой степени, но все-таки можно утверждать, что А. и в древности не была плодородна, за исключением лишь немногих частей ее; и ныне еще заметные террасообразно устроенные поля показывают, что старались воспользоваться всяким клочком земли. Слой плодородной земли (чернозема) был столь незначителен, что в арендных договорах особенным пунктом запрещалось увозить землю; однако скудость почвы вознаграждалась прилежанием жителей и отличным климатом. Земледелие, освященное религиозными постановлениями и культом элевсинской Деметры, составляло даже для знатных афинян почетное занятие. Хлеб (ячмень) был превосходен, но жатва давала только? необходимого для населения зерна (во время процветания государства 500 000 жителей - 140 000 свободных и до 400 000 рабов - уничтожали 3 миллиона медимнов хлеба). Точно так же превосходно было оливковое масло, составлявшее предмет вывоза (в храме Афины Полиадской была посажена самой Афиной первая маслина, оставшаяся невредимой даже во время Персидских войн. Hdt. 8, 55). Вино было в изобилии, но не особенно хорошее; лучше были смоквы, родившиеся в огромном количестве; отсюда пословица: ??? ????? ???? ?????? для выражения чего-нибудь бесполезного. Нередко упоминаемое запрещение вывоза их (см. ??????????, Сикофант) следует считать выдумкой. Кроме того, хорошо росли тутовое, лавровое и миндальное деревья, известный омег и т. д., дуб, бук, сосна, ель, кедр; последним покрыты были склоны Парнефа и Киферона, откуда афиняне получали дрова и уголья (Ахарны). Горы состоят из известняка, сланца и мрамора, особенно ценился пентельский мрамор, за его белизну и его мелкозернистый состав. В лаврийской области были значительные серебряные рудники, столь богатые, что каждый афинский гражданин ежегодно получал чистого дохода 10 драхм (около 2, 5 золотых рублей). У Колиадского мыса добывалась хорошая глина; кроме того, изумруды и другие камни и известный аттический сил, золотистая краска вроде охры. Добывавшаяся в А. соль была такого хорошего качества, что вошла в пословицу. Из домашних животных разводились особенно овцы, козы, лошади были только на марафонской равнине; рабочий скот, на основании древних постановлений, был посвящен триптолему; держали много ослов и мулов. Из диких зверей в прежние времена в горах водились кабаны, волки и медведи. В расселинах Акрополя гнездилось особенно много сов (отсюда пословица: ??? ???????? ???????, имевшая то же значение, какое выше упомянутая??? ????? ???? ??????). Море изобиловало рыбой. Климат в равнинах уже начиная с марта удушливый, доходит в августе до невыносимой жары 28-32° Реом.; особенно удушлив он в Афинах под влиянием каменистого Акрополя; впрочем, в некоторых местностях прохладные морские ветры умеряют температуру. Когда вся растительность засыхает, с маслин начинает раздаваться пронзительное пение бесчисленных кобылок. На горах зимой снег держится довольно долго, и это время года вследствие умеренной температуры особенно здорово. Воздух А. обыкновенно чрезвычайно чист, свет отличается своеобразным блеском вследствие сильного отражения лучей от безлесных большей частью гор. Сухость воздуха много содействовала сохранению древних построек и других предметов искусства. Жители ионийского племени, по всей вероятности, переселились морем из Малой Азии, к ним присоединились кроме других переселенцев пелопоннесские ионяне. До них страна, вероятно, была населена пеласгами, которые были покорены ионянами и слились с ними. Сначала население А. делилось на 4 филы (см. ????, Фила), потом, со времен Клейсфена, на 10 фил, дробившихся на 174 дема (см. ??????, Демос); кроме того, страна делилась по природе местности на?????? - «равнину» , на севере и северо-западе от Афин; ??????? или???? - «прибрежье» , полоса у моря между Афинами и Сунием (к этой полосе примыкала????????) и??????? или??????? - «горную страну» , занимавшую большую часть восточного берега. Это разделение имело также политическое значение, см. Pisistratus. ?, Писистарат. ? ?????? находилась 1) афинская равнина с городом Афинами (?? ???????), столицей А. и величайшим городом Греции. Афины состояли из двух частей: города и гаваней, которые со времен Кимона были соединены между собой длинными стенами (??? ?????). О величине города до Персидских войн нельзя сказать ничего достоверного. Главным основателем величия его следует считать Фемистокла, который, по разрушении Афин персами, восстановил город в более великолепном виде, окружил его стенами и построил имевшую большое значение гавань Пирей. Направление возведенных Фемистоклом стен еще и ныне ясно видно на юге и западе, на севере же и востоке заметны лишь незначительные следы их. Периметр их равнялся, по Фукидиду (2, 13), 174, 5 стадиям или 30 верстам, из которых на гавань приходилось 56, 5 стадий, на длинные соединительные стены 75, на самый город 43. Отсюда понятно, почему Афины, почти равняясь по окружности Риму, занимали только 0, 25 часть его площади. В Афинах насчитывали до 10 000 домов (Хеn. Socrat. 3, 6, 14) и, по исчислению Бека (Boeckh), 180 000 жителей, по мнению же других - немногим больше 100 000. За исключением общественных зданий, едва ли много было красивых построек; большинство домов было сделано из брусьев и необожженного кирпича, особенно в западной части города, населенной беднейшими гражданами; улицы были неправильны и узки (????????).

Названия 11 городских ворот (считая с запада на юг) были:

1. Дипил (???????), первоначально Фриасийские или Керамейкские ворота, значительной величины (Liv. 31, 24);

2. Священные ворота (?? ????? ?????), по дороге в Элевсин;

3. Всаднические ворота (?? ??????? ?????), через которые, вероятно, периегет Павсаний вошел в город и из которых предпринял свою прогулку;

4. Пирейские ворота (????????? ?????);

5. Мелитские ворота (?? ????????? ?????);

6. Итонские ворота (?? ??????? ?????);

7. Эгеевы ворота (?? ?????? ?????); вероятно, близ панафенейского стадия;

8. Диохаровы ворота (?? ???? ????????? ?????),

9. Диомейские ворота (? ??????? ?????), по дороге в Киносарг;

10. Курганные ворота (?? ????? ?????);

11. Ахарнские ворота (?? ????????? ?????).

Положение некоторых ворот сомнительно. Почти в самой середине города возвышалась громадная крутая скала в 150 футов вышиной, доступная только с западной стороны и имевшая на вершине площадь в 900 футов длиной (с запада на восток) и в 400 футов шириной (на самом широком месте). На этой скале и был построен Кремль, называвшийся при пеласгах??????, при Кекроне????????, при Эрехтее??????, - впоследствии, когда город стали называть???????, - ?????????. Северную сторону его, по преданию, укрепили уже пеласги (Hdt. 6, 137), южная же была укреплена Кимоном. Пространство между этими стенами представляло ´???? в собственном смысле и составляло во все времена центр города в религиозном, художественном и политическом отношениях. На западной, доступной стороне Перикл в 435-430 гг. при помощи Мнесикла построил для украшения и защиты известные великолепные Пропилеи [Названия построек, от которых сохранились остатки, обозначены] (?????????) с прекрасной лестницей, ведшей с Акрополя к основанию скалы. Пропилеи были роскошное проходное здание из пентельского мрамора, с 5 проходами; постройка их, продолжавшаяся 5 лет, стоила 2012 талантов. С правой стороны - вход в Пропилеи, небольшая лестница ведет на бастион, на котором помещается хорошо сохранившийся небольшой *храм Афины Ники, называвшийся обыкновенно???? ´???????. С правой и с левой стороны Пропилеев были пристройки; левая, большая (северная), хорошо сохранившаяся, служила картинной галереей (??????????), в которой, между прочим, находились знаменитые картины Полигнота (см. pictores, Живопись , 2); правая, меньшая (южная), представляла помещение для сторожей и привратников. На площади Акрополя, усеянной святилищами, священными приношениями, статуями и т. д., помещались: сделанная Фидием колоссальная медная статуя Афины (?????? ????????), шлем и копье которой видны были на далекое расстояние (Paus. 1, 28, 2), и два знаменитейших храма, Парфенон и так называемый Эрехтей. *Парфенон (????????), храм девственной Афины, был построен из мрамора при Перикле в 438 г. Иктином и Калликратом. Несмотря на то что венецианцы своей бомбардировкой в 1687 г. нанесли храму большие повреждения и в начале 19 в. лорд Эльгин увез много метоп, барельефов и других украшавших его предметов (Elgin marbles в Британском музее), все-таки это великолепное здание вызывает и ныне наше удивление. В Парфеноне стояла статуя Афины в 26 греческих локтей (39 футов) вышиной, сделанная Фидием из золота и слоновой кости. Одежда статуи, которая снималась и весила 44 таланта, была похищена тираном и демагогом Лахаром в 299 г. во времена Димитрия Полиоркета. Paus. 1, 25. На правой руке богиня держала обращенную лицом к зрителю Нику в 4 греческих локтя вышиной, сделанную из слоновой кости и одетую в золотое платье. Заднее отделение Парфенона (???????????) служило для хранения священных денег Афины и других богов и государственной казны (ср. : Michaelis, Der Parthenon, 1871 и architecti 4. 5). К северу от Парфенона находился древнейший храм Акрополя, принадлежавший Афине Полиадской и называвшийся обыкновенно по одному отделению его *Эрехтеем (?? ?????????). Построен он был во время Пелопоннесской войны; в нем помещались: древнее деревянное изображение Афины, предполагаемая могила Кекропа, колодезь с соленой водой (????????? ???????), образовавшийся от удара Посейдона трезубцем, и священная маслина (? ????????), посаженная самой Афиной. Город, окружавший Акрополь, образовался из соединения нескольких демов, сохранивших свои названия и в последующие времена: Керамейка, на северо-западе; Скамбонид, Кейриад, Мелиты - на западе, Койлы, Колиты - на юго-западе; Кидафенея - на юге; Агр и Диомеи - на востоке. На запад от Акрополя поднимался каменистый холм ´????? ?????, Ареопаг, на столь близком расстоянии от него, что персы при помощи горящих стрел зажгли с него Акрополь, состоявший тогда из деревянных построек (Hdt. 8, 52). На восточной стороне холма помещался суд Ареопага и храм Эриний (??????? ????) с могилой Эдипа, поблизости от холма - Килоней (?????????), построенный для искупления совершенного афинянами умерщвления Килона (см. Cylon, Килон) и его сторонников; на юге от Килонея стоял храм Арея, а ближе к Акрополю - храм 12 богов и статуи Гармодия и Аристогейтона. На краю города, в юго-западной его части находился высокий, довольно крутой каменистый холм, называвшийся Мусеем (?? ?????????), по имени погребенного там, согласно преданию, певца Мусея. Этот холм был превращен Димитрием Полиоркетом в македонскую крепость. К этому холму примыкает с севера другое возвышение, называвшееся обыкновенно Пниксом (????, Gen. ??????); это возвышение служило местом народных собраний. Там и теперь еще можно видеть высеченные в скале подмостки, как полагали, для ораторов, обращенные к полукруглой площади, назначавшейся для народа. Но в последнее время Велькер, Урлихс, Э. Курциус и др. привели веские доводы в пользу мнения, что на холме, носящем имя Пникса, находился скорее алтарь Зевса (????? ?????????), а имя Пникс (как утверждает Курциус) было только другим названием Мусея и что местом народных собраний была равнина между Мусеем и Акрополем. Позднее пользовались для этого театром Диониса. Между Акрополем, Ареопагом, Пниксом и Мусеем расположена была украшенная множеством статуй Агора (?????), в части города, называвшейся внутренним Керамейком. На ней находилась Стоа Пойкиле, или картинная калерея. с картинами Полигнота, Колонос Агорайос, маленький холмик, Стоа Басилейос, присутственное здание архонта басилевса, Стоа Зевса Элевфериос´а, храм Аполлона Патроос´а, храм матери богов (????????), здание Совета (????????????), где заседал совет пятисот, и так называемый Толос (?????) - круглое здание с куполообразной крышей. Между Агорой и Пниксом стояли храмы Афродиты Урании, Гефеста и святилище Эврисака. На востоке от Агоры, на южном склоне Акрополя, лежали: Одеон Герода Аттика (см. Atticus, 2, Аттик), построенный этим богатым афинянином в честь своей жены, храм Асклепия, Стоа Евмена, *главный театр, посвященный Дионису; это здание было открыто лишь в 1862 г. прусской ученой экспедицией, во главе которой стояли Штрак, Э. Курциус и Беттихер; с юга примыкает к театру Ленайон, где праздновались ленеи в честь Диониса; наконец, на юго-восточном склоне скалы, занимаемой Акрополем, стоял построенный Периклом для музыкальных представлений Одеон, уступающий по размерам театру, но сходный с ним по форме, с деревянной шатрообразной крышей. В части города, лежащей на восток от Акрополя (называвшейся впоследствии Адриановым градом), близ источника Каллиррои, при реке Илиссе, возвышался Олимпиейон, грандиозный храм Олимпийского Зевса, 4 стадия в окружности, начатый Периклом, но оконченный лишь императором Адрианом; 16 колоссальных колонн этого храма стоят еще и в настоящее время. На северо-западной оконечности стояли Триумфальные ворота Адриана, на востоке - храм Афродиты в садах (??? ??????). На небольшом острове Илисса находился храм Деметры и Коры; за Илиссом, следовательно, вне городской черты, - великолепный Стадион Панафенаикон, устроенный оратором Ликургом для панафенейских игр и отделанный Геродом Аттиком пентелийским мрамором; Стадион был так велик, что Адриан раз устроил в нем охоту на 1000 диких зверей. Скалистый холм, возвышающийся к югу от Стадиона, был, надо полагать, тот Ардетт (????????), на котором ежегодно определенные по жребию судьи-гелиасты произносили присягу. Несколько на востоке от Периклова одеона, там, где улица на восточной стороне Акрополя поворачивает к северу (улица Триподов), стоит *хорегический памятник Лисикрата, называемый теперь Демосфеновым фонарем, - маленький красивый храм, круглой формы, с 6-ю стройными ионийскими колоннами, куполообразная крыша которого увенчана была медным треножником, воздвигнутым в дар богам и во славу одной хорегической победы (см. ??????????, 2, Литургия); храм этот построен был в 334 г. Пританейон, где угощали послов и заслуженных граждан, находился у северо-восточной подошвы кремля, рядом с храмом Сараписа; к западу от него - святилище Диоскуров (?????????, ?? ´??????), а над этим святилищем, у северного склона кремля - святилище Аглавры, в гроте, сообщающемся посредством расщелины в скале с верхней площадью Акрополя. К западу отсюда находилась (и теперь еще находится) пещера с источником; пещера - это Грот Аполлона и Пана, а источник назывался???????? или??????, так как думали, что он течет под землей из Афин к Фалеру; посредством водопровода он соединялся с водяными часами Андроника Кирреста, монументом, известным еще и теперь под именем «Башни ветров» . Между Пниксом и Мусеем шла в юго-западном направлении дорога к Пирейским воротам: там лежали: Гимназион Гермеса, храмы Геракла Алексикака и Деметры и Помпейон, служивший хранилищем священных золотых и серебряных сосудов, составлявших необходимую принадлежность при торжественных процессиях; между Пниксом и Ареопагом шла другая дорога на северо-западе через внутренний Керамейк к воротам Дипилу; влево отсюда находился так называемый Холм Нимф (в древности он причислялся, вероятно, к Пниксу), вправо - великолепная Стоа Аттала, несправедливо называемая теперь Гимназион Птолемея и далее, к северу от него - *Фесейон, который теперь несправедливо считается некоторыми за храм Арея; здание вполне сохранившееся. К востоку от него - *Стоа гигантов, Гимназион Адриана и святилище Афины Архегетиды. За городом, на северо-западном краю внешнего Керамейка (это предместье было собственно местожительством для беднейших классов, но и служило особенно местом погребения граждан, павших на войне или оказавших другие услуги государству, напр. Мильтиада, Кимона, Фукидида; вследствие этого по обеим сторонам большой дороги, пересекавшей предместье, тянулись длинные ряды гробниц со «стелами» , т. е. мраморными досками правильной четвероугольной формы, служившими надгробными камнями и украшенными надписями и барельефами) находилась в 6 стадиях от городской стены Академия (?????????), прекрасно устроенный гимназион, окруженный прекрасным садом, где учил Платон; немного севернее - Гиппиос Колонос - место рождения Софокла. Здесь покоятся заслуженные археологи - Отфрид Мюллер и Летрон (Letronne). За восточными диомейскими воротами, к югу от Ликабетта, находился Киносарт (??????????), - гимназион. посвященный Гераклу, в котором учил Антисфен, основатель школы циников. К югу отсюда - Ликейон (???????) - заведение, состоящее из парка и садов, при храме Аполлона Ликейского, с гимназионом, в котором учил Аристотель. О топографии Афин ср. Leake, Topographie von Athen. 2 Aufl. ?bers, von Baiter und Sauppe (1844). Forchhammer, Topogr. von Athen (1842). C. Wachsmuth, die Stadt Athen im Alterthum (Bd. I. 1874). E. Curtius und Raupert, Atlas von Athen (1878). Длинные стены (?????? ????? или??? ?????) с 456 г. соединяли город с его гаванями; северная стена, 40 стадий длиной, ??? ??????? ??????? или??? ???????? (потому что она была более открыта для неприятельских нападений) шла к северной стене Пирея; южная же стена на 5 стадий короче северной, - ?? ?????? или????????? - вела к Фалеру. Между этими двумя стенами построена была, однако, спустя 12 лет еще третья, ??? ????? ???????, которая также шла к Пирею и имела назначение поддерживать сообщение города с одной из гаваней в том случае, если другая будет в руках неприятеля; этим объясняются и следы внутренних укреплений между обеими гаванями. Со времени постройки этой внутренней стены фалерская стена была заброшена. Афинские гавани образуются, главным образом, скалистой косой, на середине которой стоит холм Мунихия, а на самом конце - Пирейский холм. С южного берега этого полуострова открываются два почти круглых естественных бассейна, соединяющиеся узкими проливами с морем; бассейн Мунихия примыкает более к материку, а бассейн Зеа простирается частью между помянутыми холмами. Обе гавани служили военными портами (Зеа вмещала около 200 кораблей), наравне с расположенным по другую сторону полуострова бассейном Канфара (о???????? ?????), составляющим часть обширной пирейской гавани; остальная, гораздо большая часть этой последней служила для одних торговых целей (?????????). Одно отделение ее называлось, кажется, Афродисионом. Общим рейдом для военных кораблей служила обширная бухта Фалерон, отлично защищенная от бурь. Эта бухта и была древнейшей афинской гаванью; прочие гавани вошли в употребление только с 493 г.; последней по времени была пирейская. С мунихийского холма можно было вполне обозревать всю часть города. Эти превосходно укрепленные гавани имели свои храмы, театры и т. д. В Пирее была большая кладовая для товаров (???????), большая????????? (магазин) Филона, верфи для 400 кораблей, обширный зерновой магазин (?????????????) Перикла и театр: в Мунихии указывали мнимую гробницу Фемистокла (Plut. Them. 32, Paus. 1, 1, 2). Часто упоминаемое судилище??? ??? ????????? ???????????, судившее людей, изгнанных за убийство и обвиняемых за вторичное убийство, совершенное ими уже после изгнания, помещалось, должно быть, при входе в зейскую гавань (обвиняемые являлись к судилищу на челнах). К западу от Пирея лежала еще маленькая гавань o ?????? ?????, тождественная, без сомнения, с так называемой?????? ????? (воровская гавань), одной из любимых стоянок контрабандистов.

1. Из местечек, расположенных по афинской равнине, надо назвать еще:

Ахарны (???????), в 60 стадиях к северу от Афин, самый значительный дем, занимавшийся земледелием и особенно обжиганием угля; Кефиссия, близ источников Кефиса под Пентеликом; Паллена , с известным храмом Афины, где Писистрат разбил афинян (Hdt. 1, 62); Гаргетт, под Гиметтом, место рождения Эпикура; Алопека, родина Аристида и Сократа, в 10 стадиях пути к востоку от Афин, на Анхесме; Галимунт, родина историка Фукидида, к северу от мыса Колиады, известного своей горшочной глиной; на мысу стоял храм Афродиты;

2. Элевсинская и Фриасийская равнины, на запад от Афин, куда вела священная дорога, украшенная множеством всякого рода памятников.

Здесь находились: Фриа на элевсинском Кефисе; Элевсис или Элевсин (н. Лепсина) на северном берегу залива того же имени, напротив Саламина, - один из древнейших и важнейших городов страны, известный великолепным, построенным при Перикле, храмом Деметры, в котором праздновались большие Элевсинии; Аларих разрушил его, но и теперь еще видны большие развалины. Элевферы, близ беотийской границы, на элевсинском Кефисе, откуда перешел в Афины культ Диониса Элевферийского, в честь которого праздновались Великие Дионисии; Ойноя, Дримос и Панактон - крепости, защищавшие равнину со стороны Беотии; последняя из них господствовала над одним из горных проходов Киферона; Фила (н. Фили), маленькая горная крепость, откуда Фрасибул выступил для ниспровержения 30 тиранов, в 100 стадиях от Афин. Хеn. Hell. 2, 4, 2. Последние из названных мест причисляют частью уже к II. Диакрии, северо-восточной гористой полосе, идущей через всю марафонскую равнину. В ней: Декелея, в 120 стадиях от Афин (Декелея видна оттуда), - на северо-восточном краю афинской равнины, - весьма важное укрепленное место во время Пелопоннесской войны (развалины у Татоя); Ороп, принадлежавший то афинянам, то беотийцам, недалеко от устья Асопа, на правом его берегу, с гаванью Дельфинион´ом; близ него (к юго-востоку) храм и оракул Амфиарая, который, по преданию, был поглощен здесь землей, в то время как спасался бегством из Фив; Рамнунт (Таврокастро), на Эврипе, с известным храмом Немесиды (Rhamnusia virgo); Афидны и далее на западе Тринемея - на главном источнике Кефиса. Города Трикориф (у Сули), Марафон (н. Врана, см. Marathon, Марафон), Ойноя (не смешивать с вышеозначенной) и Пробалинф (н. Василипирги) составляли??????? ??????????. На почти совсем безлесной теперь марафонской равнине (приблизительно 2 часа пути в длину и 0, 5-1 час пути шириной), где Тесей убил марафонского быка, виднеется, в южной части, искусственный земляной холм, около 200 футов в окружности и 36 футов высоты, вероятно, общая могила павших здесь в 490 г. до Р. X. афинян; напротив другой маленький могильный курган, под которым зарыты были трупы платейцев и рабов (Paus. 1, 32, 3), исчез без следа. Место сражения - узкая ровная долина, благоприятствовавшая действиям малочисленного войска против большого. Поблизости находятся источник Макария и гора Пана с гротом и оракулом. III. В Паралии (западный берег) и Месогее (косогор к югу от Пентеликона и на восток от Паралии), а также и на восточном берегу: Галы Арафенидские (???? ??????????), гавань дема Арафена, к югу от устьев Ерасина, известные культом таврической Артемиды. Близлежащий Браврон (н. Враона) был, говорят, тем местом, где впервые вступила на берег Ифигения, возвратившись из Тавриды с кумиром Артемиды; поэтому таврическая (бравронская) Артемида и пользовалась здесь особенным почитанием и в честь ее совершались здесь ежегодные празднества (?????????); древнейшую статую богини увез Ксеркс. Каждое 5-летие праздновались здесь также Дионисии. Далее на юг - Стириа, куда из Афин вела стирийская дорога; родина Ферамена и Фрасибула; Прасии (Прасса при бухте Порто-Рафти) с храмом Аполлона и могилой Ерисихфона, сына и наследника Кекропа; он умер, однако, ранее своего отца и власть захватил Кранай; Потамос с гробницей Иона; Торикос (Терико), одно из древнейших поселений в Аттике, с прекрасной гаванью (н. Порто-Мандри) и акрополем, у подножия которого сохранились еще значительные развалины. Сунион - на северо-западе от мыса того же имени (н. Кап-Колонна), сильноукрепленный, с известным, лежащим теперь в развалинах храмом Афины, при котором во время Панафеней представлялись морские сражения с триерами. В горнодельческом округе Лаврионе лежал Анафлист (н. Анависо) с хорошо укрепленной гаванью, при входе в которую - осровок Элайусса (н. Лагониси); далее - Сфеттос, Лампры, Форы, Анагирунт, близ мыса Зостра, с храмом матери богов; от растущего здесь зловонного кустарника ´???????? ведет свое начало поговорка???????? ???????; Галы Эксонидские с солеварнями; Эксона - значительное местечко, приобревшее дурную славу сварливостью своих жителей; наконец, в стороне от стирийской дороги - Пеаниа (н. Лиопеси), родина Демосфена. Из островов, принадлежащих к Аттике, самый значительный - Саламин (??????? - ??, н. Кулури), близ материка, в форме подковы, образующий с берегом элевсинскую бухту. В древности он был самостоятельным государством (см. Aeacus, Эак), потом принадлежал Мегарам и долгое время служил яблоком раздора для мегарян и афинян, пока не был завоеван Солоном и по приговору спартанцев признан за Афинами. Он не составлял, по-видимому, дема, но был особым государством в верховной зависимости от Аттики. Древний главный город стоял на южном берегу, а позднее основан был Новосаламин (н. Амбелаки), на востоке, напротив горы Эгалеоса в Аттике. Ближайшая к Аттике часть острова - коса Киносура, с могилой верной Фемистокловой собаки, бросившейся в море при отплытии флота, и трофеем, который Фемистокл воздвиг в честь великой победы, одержанной им (480 г.) над персидским флотом. Сражение происходило в узком проливе между Новосаламином и Аттикой, афиняне заперты были в саламинской бухте. Hdt. 8, 84 слл. Близ Саламина - островки Фармакуса и Пситталея (н. Липсокутали); на последнем отряде персидского сухопутного войска уничтожен был Аристидом. Hdt. 8, 95. Aesch. Pers. 422. слл. К Суниону плотно прилегал остров Гелена или Макрида (н. Макрониси), где, говорят, вступила на берег Елена, или после похищения ее, или при возвращении из Трои. ср. вообще Bursian. Geographie von Griechenland, I. 251 слл.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Классические символы Афин — величественный Акрополь , Парфенон , храм Зевса , театр Диониса , одеон Ирода Аттики. Ежегодно тысячи туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы посетить знаменитые районы Плака , Монастираки , Синтагма , полюбоваться величественной красотой гор и изобилием пляжей.

Грандиозные памятники архитектуры Афин заслуживают особого внимания, так же, как и многочисленные музеи города.

Найдите время прогуляться по пешеходной зоне в историческом центре города, чтобы полюбоваться богатой коллекцией сокровищ Национального археологического музея и посетить священный Акрополь — главную достопримечательность для многих туристов. Прекрасный архитектурный комплекс включает несколько древних храмов, святилищ и культовых сооружений, уцелевшие фрагменты которых позволяют в полной мере насладиться величием этих мест.

В центральной части афинского Акрополя находится еще одно уникальное архитектурное сооружениехрам Парфенон , поражающий своими размерами, возрастом и великолепием. Сегодня этот наиболее известный памятник античной архитектуры, построенный в честь богини Афины, хорошо виден из любой точки города.

Всего в полукилометре от Акрополя находится самый большой храм Греции — храм Зевса или Олимпейон. О былой славе великого памятника греческой истории напоминают 14 огромных мраморных колонн, высота которых достигает почти 20 метров. Изящные развалины храма Зевса и окружающие его руины других античных сооружений особенно прекрасны в ночное время, благодаря живописной подсветке.

Одна из самых известных природных достопримечательностей региона — гора Имиттос — расположена на востоке Афин. На вершине горного массива, притаившись за кипарисовыми лесами, расположились удивительные монастыри с целебными источниками и причудливыми пещерами. Здесь вас встретит обилие пешеходных дорожек, мест для катания на горных велосипедах и скалолазания, и уединенных уголков. Попасть в Аттику — значит обязательно подняться на эту гору: захватывающий дух вид на весь город Афины вам обеспечен.

Не откажите себе в удовольствии посетить древний храм Посейдона — уникальную постройку, расположенную на живописном мысе Сунион. С этим культовым сооружением связано немало легенд и интересных историй. Некоторые из стройных дорических колонн храма, обрамляющих величественное строение, сохранились до наших дней.

Посетите древнегреческий храм богини Деметры в Элевсине — в его музее собраны исторические артефакты самых разных эпох. По большей части территории комплекса можно свободно прогуливаться, любуясь древними руинами.

В 10 километрах от Афин расположен монастырь Дафни — строение, возведенное в VI веке и признанное одним из величайших шедевров эпохи средневизантийского периода. Древний монастырь-музей, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, славится прекрасными внутренними мозаиками и фресками.

Сегодня? Лучшие курорты и археологические памятники Аттики .

Древнейший период в исторической жизни Аттики , ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств - Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скорченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.

Конец раздробленности Греции, по преданию, положил герой и афинский царьТесей, который объединил население вокруг Афин и учредил один общий совет. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид, - афиняне совершают в честь богини Афины всенародное празднество синойкии (объединения).

При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники несравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датируемые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.

Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности.

Обильные находки протогеометрической и геометрической керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику .

У древних афинян существовало суровое долговое право, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и свободой самого себя и членов своей семьи. Несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев.

Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаружено около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.

Смоковницы (инжирные деревья) в Аттике росли в огромном количестве и давали такое множество плодов, что они даже вошли в пословицу как нечто бесполезное, чего родится очень много. Подобная пословица существовала в отношении сов, гнездящихся в окрестностях Акрополя.

Аттика - это район, ограниченный с юга Эгейским морем. Его прихотливая конфигурация свидетельствует о существовании множества бухт, заливов и мысов. Земля здесь обрабатывалась с незапамятных времен. Сама богиня Афина спорила за обладание Аттикой с могущественным Посейдоном и выиграла этот спор, принеся в дар людям оливу. Аттика знаменита с глубокой древности мягким, теплым климатом , здесь расположено большое количество античных памятников. Именно близость к столице и обусловила бурное развитие этого района практически во все времена греческой истории.

Пригодную для питья воду доставляли, кроме рек Илисса и Кефиса, только источники Панопа и Каллирроя. Лишь император Адриан (117-138) устроил водопровод для восточной части города. Надзиратель за колодцами был важным лицом, наблюдавшим за тем, чтобы никто не отводил воды, не имея права на это.

Отдельно надо сказать о замечательно сохранившихся памятниках античной архитектуры Аттики . Пожалуй, самый известный из них – это храм Посейдона, расположенный на мысе Сунион. Храм состоит из колонн, расположенных на расстоянии 70 метров. Большой храм, стоящий на мысе, где гуляют только ветра, оставляет незабываемое впечатление. Стоило бы посетить древний храм Деметры в Элевсине, находящийся в 22 км от Афин , посвященный тайному культу богини Деметры и ее очаровательной дочери Персефоны.

Основные курорты Аттической Ривьеры - Палио Фалиро, Глифада, Вульягмени, Вула, Кавури, Варкиза, Лагонисси, Анависсос, мыс Сунион, Мати, Неа Макри. И, конечно же, остров Эвия - с его шикарными курортами Еретрия, Амаринтос, Эдипсос

Аттика

Аттика
Αττική
Столица Афины
Номы Афины , Восточная Аттика , Западная Аттика , Пирей
Население 3 841 408 чел. (2005 год)
Площадь 3808 км²
Плотность населения 1009 чел./км²
Административные области Греции
  • Аттика

География

Большая часть Аттики покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора , и представляет в настоящее время одни обнажённые, лишённые растительности пространства. Только более высокие части Киферона и Парнаса , а также северо-западные склоны Пентеликона покрыты сосновыми и еловыми лесами. Основанием всей горной системы служит Киферон (теперь Элатея, так называемая еловая возвышенность, высочайшая точка которой поднимается на 1411 м над уровнем моря). Киферон главным своим кряжем отделяет Аттику от Виотии; от Мегары Аттика отделяется его ветвью, идущей к югу и носящей название Керата (рога); с юго-восточными отрогами Киферона сливается достигающий 1413 м Парнас (ныне Оцея), которого северо-восточные разветвления, ныне носящие отдельные названия (Белетци, Армени, Мавровуно, Цастаны, Ставрокораки, Котрони), простираясь до восточного края области, образуют в этой части Аттики настоящую горную страну (Диакрия или Эпакрия древних). Южным продолжением Парнаса является поднимающийся значительно ниже над морем Эгалеос, который в южной части, там, где он вдаётся в море против острова Саламина , носит название Коридаллос (ныне Скараманта), а в середине, там, где его прорезывает ущелье, соединяющее равнины Афин и Элевзиса, называется Пэкилион. На северо-востоке афинская равнина окаймлена Брилеттосом, или, как он обыкновенно назывался по местности, лежащей на его южном склоне, Пентеликоном (ныне ещё Ментели). Это достигающая 1110 м высоты пирамидальная возвышенность с обширными, ещё теперь с успехом эксплуатируемыми мрамороломнями, которые доставляют превосходный белый мрамор тончайшего зёрна, идущий на постройки и статуи. Долина в 4 км шириной отделяет на юге подошву Пентеликона от южного пояса, почти исключительно состоящего из голубовато-серого мрамора, который в древности употреблялся для архитектурных целей. Кряж этот - Гимет (теперь Треловуно) - поднимается на 1027 м, почти лишён лесной растительности, но покрыт пахучими травами и потому населён дикими пчёлами, дающими превосходный мёд. Восточный край области (у древних Паралия) прорезывается менее высокими цепями холмов, которые к югу от Гимета, где полуостров суживается, соединяются в один кряж - Лаврионское нагорье, которое заключается круто спускающимся к морю мысом - Суниум, на котором ещё теперь высятся развалины храма Афины , по колоннам которого ещё теперь мыс называется моряками Кап-Колоннес. Лаврионские горы по своему богатству серебром имели в древности для Аттики высокое значение; но эти рудники, сначала очень доходные, до того усиленно эксплуатировались, что уже тотчас после начала н. э. пришлось прекратить добычу. Только в позднейшее время попытались, и не безуспешно, из шлаков, оставшихся от прежних работ, извлечь выгоды.

Горы тянутся частью непосредственно до самого моря, частью же к их подошвам скопилась наносная земля, образуя более или менее широкие береговые равнины, из которых многие были известны в древности. Замечательнейшая из них Марафонская равнина (белор.) русск. на северном берегу. Она представляет низменность в 9 км, длиной и от 2-4 км шир., с обширным болотом к северо-востоку. Здесь в 490 до н. э. персидское войско потерпело поражение от афинского войска. Более значительных равнин, которые или, начинаясь у берега, тянутся далеко внутрь страны, или же совсем отделены от моря, в стране только три: 1) Афинская равнина, часто называемая просто «равнина» (педион); 2) меньшая, отделённая от Афинской Эгалеосскими горами, Триасская равнина (так называемая по древней местности Триа) и 3) равнина между Гиметом и более низкими горными цепями восточного прибрежья, которая соединяется с Афинской равниной посредством долины, отделяющей Пентеликон от Гимета.

Орошение страны крайне бедное. Самые значительные ручьи протекают по афинской равнине, а именно: Кефис , начинающийся у юго-западного подножья Пентеликона в богатой лесом местности Кефизии, питаемый разными притоками с Парнаса. Он протекает равнину в юго-западном направлении и к западу от города отводится в многочисленные каналы для орошения огородов и плантаций; Илиссус начинается у северного подножья Гимета, протекает у восточной и южной стороны города и к юго-западу от него теряется в песках. Кроме них, нужно упомянуть о другом Кефисе Элевзинской равнины, о прорезывающем Марафонскую равнину ручье Эноэ (так названном по лежащей к северу от Марафона древней местности) и о Эрасиносе, протекающем дальше к югу от восточного прибрежья, у древней местности Арафен (теперь Рафина).

Сельское хозяйство и ископаемые

Почва страны представляет собой почти сплошь лёгкий, довольно тонкий слой каменистого известняка, который мало пригоден для возделывания пшеницы , более - для ячменя и винограда , но особенно для оливы и фиги , и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами её вывоза. Скотоводство значительно и сегодня, а в древности аттическая шерсть пользовалась большой славой. В горах, не говоря об исчерпанных уже серебряных рудниках Лавриона, добывают превосходный мрамор; почва во многих местах, особенно на прибрежной полосе, идущей к юго-западу от гавани Пирея и Фалернской бухты и кончающейся у предгорья Колиас (теперь Гагиос Космас), даёт отличную глину для посуды, и потому гончарное дело представляло в древних Афинах цветущую ветвь промышленности и его продукты имели очень распространённый сбыт.

История

Население страны, не говоря о некоторых пеласгических элементах доисторической эпохи и громадном числе иностранцев, впоследствии постоянно проживавших в Афинах, принадлежало в древности к ионийскому племени . Жители называли себя автохтонами, то есть коренными, так как их предки произошли непосредственно из почвы страны и с незапамятных времён земля состояла в их непрерывном владении. Как все ионические народы, жители Аттики распадались на четыре колена или класса (филы): гелеонтов (благородных), гоплитов (воинов), эгикореев (пастухи вообще и коз в особенности) и ергадеев (земледельцев). По преданию, в стране с незапамятных времён существовало 12 самостоятельных городов или союзов общин. Это были частью отдельные, ещё позже существовавшие поселения, как Кекропия (позже Афины), Элевзис, Декелея и Афидна (последние два на севере страны), Браурон (среди восточного побережья), Торикос (в самой южной части восточного побережья), Китерос (местоположение неизвестно), Сфетос и Кефисия, частью же союзы нескольких поселений, как Эпакрия (северная горная страна), Тетраполис (союз четырёх городов) на Марафонской равнине и Тетракомия (союз четырёх деревень) на самом юге Афинской равнины. По преданию, эти 12 общин соединены Тезеем в одно политическое целое, столицею которого стали Афины.

Административное деление в древности == виталик серёжкин

Деление народа на 4 филы осталось как при царях, так и при архонтах . Даже законодатель Солон не отменил этого подразделения, а параллельно с ним, частью желая уменьшить влияние древних аристократических родов, частью, чтобы привести к более справедливому распределению податного бремени между гражданами, создал новое деление граждан на 4 класса по их имуществу. Только Клисфен отменил древнеионийское разделение по коленам и поставил на его место деление народа на 10 фил, из которых каждая носила имя древнеаттического героя (Эпонима). Каждая из этих фил обнимала собой определённое число общин (демы), лежавших в разных частях страны. Обыкновенно каждая не очень значительная местность составляла особую «дему», большие же, как города Афины и Браурон, распадались на несколько дем. Число дем было неодинаково в разное время: - в начале христианской эры их было 371. Благодаря писателям и надписям до нас дошли названия приблизительно 180 дем, но место нахождения многих теперь невозможно установить. Общее число граждан колебалось, судя по переписям, во время расцвета государства, к Пелопоннесской войне , в пределах 80-100 тысяч. Число стоявших под покровительством метойков достигало 40000, число рабов доходило до 400000, так что общее количество свободного и несвободного населения превышало 500000. Увеличение числа фил (10) двумя новыми имело место в 307 до н. э. Из желания польстить Деметрию Полиоркету последние были названы его именем и именем отца его Антигона - Антигонидой и Деметриадой. Но первая была переименована в 265 до н. э. в честь египетского царя Птолемея II Филадельфа в Птоломаиду, вторая в г. в честь пергамского царя Аттала I в Атталиду. Наконец при императоре Адриане была присоединена 13-я фила и названа Адрианидой по имени этого благодетеля города Афин.

Политическое устройство в древности

В политическом отношении Аттика была в древности наиболее централизованной областью Греции. Главный город был не только местопребыванием администрации, но суда, равно и народных собраний, в руках которых со времени демократических реформ, начатых Клисфеном и заключённых Периклом, сосредоточилось верховное решение всех государственных дел. Значение, которое Аттика благодаря своему главному городу Афин имела в политической и культурной жизни Древней Греции, может быть правильно оценено только в связи с изложением общей истории Греции.

Политическая история Аттики представляет классический образец возникновения государства. Афины-главный город Аттики издревле был населен народом, этнически близким малоа- зийским грекам.

Аттика-область Средней Греции-представляет собою полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом, пролив Эврип отделяет ее от острова Эвбеи. Центральная область Аттики (Месогея) окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем. На западном берегу Аттика имеет несколько естественных гаваней: Фалер, Пирей (Муни- хия). Природа страны оказала свое влинне на историю Аттики. В основном оставаясь земледельческой страной садоводов, скотоводов, огородников и пчеловодов, Аттика при наличии хороших бухт и гаваней развила большую торговлю и промышленность, завоевавших ей славу во всем эллинском мире и за его пределами. Спарта в этом отношении не может итти ни в какое сравнение.

Древнейшая история Аттики немногим более известна, чем история Спарты. Подобно Спарте Аттика и Афины своими историческими корнями уходят в крито-микенский мир. В послеми- кенский период Аттика была покрыта мелкими крепостями баси- леев, как о том свидетельствуют уцелевшие до настоящего времени остатки. В мифах сохранились имена древнейших полулегендарных аттических царей и героев: Кекропа, Эгея, Тезея, Кодра и др.

В мифах и легендах образование Афинского государства представляется в виде многолетней борьбы друг с другом басилеев, сидевших в своих полисах, рассыпанных по территории Аттики. Впоследствии этот процесс борьбы стали представлять себе в виде мирного объединения, или синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того как царскую власть получил Тезей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну, упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей. В память объединения Аттики был учрежден всеафинский праздник Панафинеи, посвященный памяти-покровительницы города Афине Палладе, богине войны и маслиновых рощ. Впоследствии Панафинеи превратились в национальный праздник, сопровождавшийся играми, гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Социально-экономический строй Аттики XII-VIII вв. может быть определен как гомеровский строй.

Населявшие Аттику четыре племенных союза, или филы, делились на фратрии, фратрии-на роды. По общему закону рост производительных сил, разделение труда и обмен разлагали родовые организации, выдвигая на их место другие организации- соседские, профессиональные и имущественные. Дольше всего родовая организация сохранялась у верхнего слоя «благородных и богатых» аристократов, называвшихся в Аттике эвпатридами, т. е. имеющими благородных родителей.

Афинский ландшафт.

Вдали долина реки Кефиса и эгалейский горный проход с «священной дорогой » на Элевсин. Направо Эрехтейон.

Ббльшую часть населения составляли средние и мелкие земледельцы- геоморы, ремесленники - демиурги, торговцы и феты. Низший слой аттического общества составляли рабы, число которых с каждым столетием возрастало.

Под действием тех же факторов, которые разрушали род, происходило слияние в единое Афинское государство отдельных местностей и родов. Процесс образования Афинского государства, длительный и многообразный, закончился приблизительно в начале VI в. до н. э.

Объединение Аттики, вызванное ростом производительных сил, с своей стороны, являлось фактором, способствовавшим дальнейшему социально-экономическому и культурному прогрессу. Наряду с местными обычаями, учреждениями, культом и пр. возникали общеаттические (афинские) учреждения. Таким путем Афины из крепости, местопребывания басилея и его дружины, превращались в полис-город в собственном смысле.

Верховная власть над объединенной Аттикой в течение нескольких столетий принадлежала афинским басилеям. Около же VIII в. царская власть в Афинах исчезает. Последним афинским царем был, по преданию, Кодр. После отмены царской власти во главе Афин стояли избранные из эвпатридов правители-архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем архонты избирались на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт, около середины VI в. образовалась коллегия девяти архонтов: 1) первый архонт, архонт-эпоним, первоначально имел большую власть, впоследствии же функции его были ограничены; 2) архонт-басилей выполнял, главным образом, жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов фесмофетов-хранителей закона, председателей различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал.

По выполнении срока полномочий архонты вступали в ареопаг , высший государственный совет. В ареопаге разбирались уголовные дела, в особенности дела, об убийстве. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ему принадлежали рекомендация и контроль над архонтами. Заседал ареопаг на скале, посвященной богу войны Арею. Отсюда, повидимому, происходит и само название.

Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, члены самых влиятельных афинских родов. Располагая богатством и имея в своем распоряжении массу слуг и зависимых людей, эвпатриды могли проживать в Афинах и заниматься общественными делами.

Экономическую основу могущества эвпатридов составляли земли, расположенные в плодородной местности вблизи Афин. Пережитки родового строя были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось в роде. Однако давали себя знать уже и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей, тем более, что географическое положение Афпн, удаленных всего на 5 километров от моря, предрасполагало к заморской торговле. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство разлагало не только роды в низших слоях Аттики, но захватывало также и верхний слой «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела и возвышалась, становясь еще более благородными и знатными, ббльшая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. «Родовой строй абсолютно несовместим с денежным хозяйством» 1 . Чем дальше, тем все больше родовитость становилась символом и признаком богатства. Число влиятельных эвпатрид- ских родов и семей в Афинах в VIII-VII вв., накануне великих реформ, было невелико, но в их руках находились богатство, сила и власть.

Влияние совершавшихся экономических перемен-рост денежного хозяйства и рост рабовладения-болезненнее всего ощущалось в деревне. Проникавшие в деревню торговля и ростовщичество беспощадно ломали освященные глубокой стариной патриархальные отношения, неотделимые от натурального хозяйства.

«...Развивающееся денежное хозяйство проникало, точно разъедающая кислота, в основанный на натуральном хозяйстве исконный образ жизни сельских общин» .

Положение сельской массы-геоморов и фетов-в VII-VI вв. в Аттике было в высшей степени тяжелым, как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом имеются совершенно определенные свидетельства наших главных источников, «Афинской политии» Аристотеля и Плутарха (в биографии Солона). Несмотря на известный схематизм и односторонность их освещения, самый факт разорения аттической деревни не вызывает сомнений. Главным бичом деревни были ростовщичество л растущее рабовладение, вытеснявшее свободный труд.

Плутарх и Аристотель сообщают, что в Аттике накануне Соло- новых реформ (VI в.) масса мелких землевладельцев находилась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю богатых или же брали деньги под залог собственной личности. Заимодавцы имели право обратить должника в рабство или же продать за границу.

«Дело в том,-говорит Аристотель в «Афинской политии» («Истории Афинской конституции»),-что вто время государственный строй в Афинах был олигархический, бедные находились в рабстве у богатых, они сами и их семьи. Они обрабатывали земли эвпатридов, отдавая им за это пять шестых получаемого с земли дохода, а одну шестую оставляя для личного пользования себя и своей семьи. Потому их и называли шестидольниками (гектоморами). Вся земля находилась в руках немногих. Если должники во-время не вносили следуемую с них плату, то их самих и членов их семьи разрешалось брать в кабалу».

Против эвпатридов, имевших в своих руках политическую власть и силу и крепко державшихся за родовые порядки, выступали не только порабощенные шестидольники, но и другие общественные прослойки Аттики, в том числе и часть «благородных». Другими словами, против господства эвпатридов выступали все элементы складывавшегося рабовладельческого полиса, среди них и часть «благородных», по каким-либо.причинам оторвавшихся от своего класса. Классовые противоречия в VII-VI вв. в Аттике были столь же остры, как и в других греческих полисах, о которых говорилось выше.

«Столкновение новообразовавшихся общественных классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах» 1 .

«Родовой строй приходил к концу. Общество с каждым днем все более вырастало из его рамок; даже худшие отрицательные явления, которые возникали у всех на глазах, он не мог ни ослабить, ни устранить. А тем временем незаметно развилось государство...»

Долго скоплявшееся недовольство существующим строем, наконец, прорвалось наружу в виде так называемой Килоновой смуты в 30-х годах VII в. Сущность Килоновой смуты такова: Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, пользовался большой популярностью в Афинах. Воспользовавшись скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил произвести государственный переворот с целью захвата верховной власти. Приверженцам Килона удалось захватить Акрополь, но удержаться в нем они не могли вследствие слабой поддержки народа. «Узнав об этом, афиняне устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у Акрополя, начали осаждать его. Осада затянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставив архонтам сторожить Килона и дав им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время ббльшая часть административных функций принадлежала архонтам» . Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили Акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины? была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. По выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря эвменид.

Во главе осаждавших стояли представители рода Алкмеонидов. «Кплонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. В течение всей афинской истории Алкмеониды считались проклятым родом, не сдержавшим своего обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини покровитель- нипы города. Этим обстоятельством при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические и личные враги.

Попытка государственного переворота Кплона не удалась по причине незрелости движения, но все же толчок был дан. Классовые противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и классовая борьба. Начатая Килоном «смута» продолжалась и после его изгнания. Все это указывало на то, что общественное недовольство и брожение в Аттике в середине VI в. были очень сильны.

Первой серьезной уступкой эвпатридов было издание писанных законов-законов Драконта. В 621 г. одному из архонтов, Дра- конту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Возложенное поручение было выполнено. Так возникли «Драконтовы законы».

Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью («драконовы законы!»), что свидетельствовало о грубости и жестокости нравов этой эпохи. Смертная казнь полагалась даже за такие преступления, как праздность, кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны не чернилами, а кровью»,-так характеризовали Драконтовы законы сами греки. Рассказывали, что когда спросили самого законодателя, почему он почти за все преступления назначил смертную казнь, то Дра- конт будто бы ответил, что незначительные проступки, по его мнению, заслуживают этого наказания, для крупных же он не мог придумать большего. Особенно свирепы были кары за нарушение прав частной собственности: воровство, поджог, убийство и прочие гражданские правонарушения.

И тем не менее при всей свирепости, техническом несовершенстве и примитивности правосознания законы Драконта имели большое историческое значение как победа складывавшегося (рабовладельческого) демократического полиса над элементами родового строя, имели хотя бы потому, что некоторые статьи их были определенно направлены против кровной мести. Больше всего выгод от введения писанного права получил верхний слой демоса, в особенности проживавшие в Афинах иностранцы (метэкп). Метэки (или метойки), купцы и ремесленники, были заинтересованы в фиксации твердых правовых норм для торговых и денежных операций. Писанное право охраняло частную собственность и вносило порядок в имущественные и деловые отношения.

  • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938 г., стр. 106.
  • Там же.
  • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938, стр. 4.
  • Там же, стр. 109.
  • 8 Фукидид, 1, 126.