Индивидуальный текст экскурсии. Бизнес-план проведения пешеходных экскурсий Как привлечь людей на экскурсию


* В расчетах используются средние данные по России

49 000 ₽

Стартовые вложения

121 500 ₽

81 000 ₽

Чистая прибыль

2 мес.

Срок окупаемости

Городские пешеходные экскурсии - это вид досуга, позволяющий глубже погружаться в историю улиц. В бизнес-плане мы рассмотрим экскурсии с элементами спектакля, которые смогут приносить от 80 тыс. руб.

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

В настоящем бизнес-плане рассматривается проект по осуществлению пешеходных экскурсий в городе с населением более 1 млн. человек. Проект представляет собой проведение мероприятий в формате “экскурсия + уличный спектакль”. Финансовые средства, необходимые для старта проекта, составят 49 тыс. руб. и будут использованы для закупки экскурсионного инвентаря, создание презентационных материалов, приобретение костюмов актеров и сценических атрибутов.

Прогнозируемый объем выручки в месяц при проведении одной экскурсии в неделю и участии в ней 15 экскурсантов составит 121,5 тыс. руб., чистая прибыль 81,5 - тыс. руб. Финансовый план рассчитан на трехлетний период деятельности. После этого планируется расширение видов экскурсий и обновление программы мероприятий. Проект потребует подготовительного этапа сроком 3 месяца, необходимого для написания сценария, проведения тестовых экскурсий и репетиций, а также создания рекламной продукции и предварительного наполнения соцсетей.

Таблица 1. Ключевые показатели проекта


2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Городские пешеходные экскурсии - это набирающий популярность вид экскурсий, позволяющий участникам более глубоко погружаться в историю улиц, исследовать объекты и представлять себя участниками минувших событий. В отличие от автобусных экскурсий они позволяют прокладывать более маневренные маршруты и давать участникам логический и последовательный зрительный ряд. Длина таких маршрутов обычно не превышает 6 километров, продолжительность же составляет не более 3 часов.

С точки зрения организации пешеходные экскурсии требуют гораздо меньше финансовых и временных затрат, так как отпадает необходимость заключать договор с транспортной компанией, согласовывать время движения с водителем и подгонять маршрут экскурсии под правила дорожного движения. В то же время создание пешеходного маршрута требует более продуманного сценария. Объекты показа должны находиться довольно близко друг к другу. От экскурсантов необходима физическая готовность, а от экскурсовода - умение держать темп и вовремя подгонять отставших от группы. Особенностью экскурсионного бизнеса в крупнейших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург является высокий уровень конкуренции. В других городах-миллионниках и региональных центрах с населением менее миллиона жителей, конкуренция не столь значительна, однако сразу выделиться на фоне действующих предложений довольно трудно.


Настоящим проектом предлагается организация мероприятий, формат которых будет сочетать экскурсию с тематическим спектаклем на тему истории города. Выбор данного формата был обусловлен высокой конкуренцией среди организаторов экскурсий. С одной стороны подобное мероприятие потребует больших временных и финансовых затрат на организацию, с другой стороны при хорошем позиционировании - привлечет внимание общественности и может стать одним из знаковых культурных событий в городе. Проект будет реализован собственными силами на базе имеющихся у организатора знаний по истории города и интереса к краеведению, наличия некоторых умений в данной области, сертификата о прохождении курсов для экскурсоводов, а также личных связей с творческими личностями города, которые будут привлечены к участию в спектакле в качестве партнеров.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

На начальном этапе будет разработано два сценария экскурсий, каждый из которых будет включать небольшой 30-минутный уличный спектакль на тему экскурсии. Продолжительность одного из мероприятий составит 3 часа, другой - 2 часа 30 минут. Стоимость участия будет разделяться для детей и взрослых (см. Табл 2). Стоимость была определена с учетом анализа предложений конкурентов. Так, стоимость обычной пешеходной экскурсии в регионах варьируется от 400 до 650 рублей, стоимость автобусных экскурсий либо экскурсий с какими-либо дополнительными услугами, в том числе квестом, кофе-брейком и т. д. составила от 1100 до 1500 рублей. Таким образом, 800-950 рублей - это, с одной более дорогой вариант по сравнению с обычными экскурсиями, но в то же время более выгодный на фоне аналогичных предложений.

Таблица 2. Описание товаров и услуг


Также отметим, что на старте проекта планируется провести две-три бесплатных экскурсии для привлечения внимания к проекту, когда экскурсанты сами определят уровень вознаграждения для гида. Помимо этого в бесплатном порядке экскурсантам будут доступны аудиоматериалы и фотоматериалы, предлагаемые экскурсоводом по ходу экскурсии, поощрительные призы за активность во время экскурсии (значки, сувениры, брелоки и прочее).

4.ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Целевой аудиторией проекта станет, с одной стороны, возрастная аудитория, активно интересующаяся историей города (преимущественно женщины возрастом от 35-40 лет), с другой стороны - творческая молодежь от 18 до 30 лет, а также туристы и гости города. Процесс организации продаж и рекламы потребует реализации нескольких этапов.

    Подготовительный этап. На данном этапе за два месяца до начала продаж создаются страницы в социальных сетях “Вконтакте”, “Одноклассники” и Instagram, которые планируется использовать как генераторы основного потока в основной период работы. Сообщества наполняются тематическим контентом по истории города, производится предварительный набор целевой аудитории, публикуются рекламные сообщения о наборе пробных бесплатных экскурсий. Создается сайт-одностраничник с основной информацией о стоимости, времени проведения экскурсий, маршруте и контактами для предварительной записи. Происходит создание рекламных шаблонов и распечатка рекламных объявлений.

    Начальный этап. Проводятся две-три бесплатных экскурсии, во время которых производится фотосъемка, собираются отзывы участников, устраняются возникшие по ходу пробелы в организации. По возможности привлекается внимание интернет-СМИ и телевидения. Далее публикуются рекламные посты в популярные группы города в социальных сетях. Происходит активная раздача рекламных объявлений в посещаемых туристами местах.

    Основной этап. Текущая рекламная деятельность с использованием всех имеющихся каналов для выхода на целевую аудиторию. Параллельно происходит налаживание контактов с руководителями музеев, культурных и развлекательных учреждений, антикафе, которые могут размещать рекламу на собственных площадках, происходит раздача объявлений. В качестве дополнительных каналов притока клиентов также могут использоваться:

    собственный блог экскурсовода по истории города;

    партнерство с туристическими фирмами с передачей клиентов за процент;

    партнерство с информационными туристическими центрами (передача клиентов за процент, размещение рекламы или визиток).


Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

В таблице 3 представлены примерные расходы на рекламные цели в основной период работы. Наполнение контентом групп в социальных сетях и обновление информации на сайте планируется организовать собственными силами. Заявки на участие в экскурсии будут приниматься в телефонном режиме, сбор оплаты будет осуществляться организатором перед началом мероприятия. В дальнейшем планируется использование специальных сервисов (timepad и прочие).

5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

На начальном этапе проведение экскурсий-спектаклей планируется организовывать с частотой раз в неделю - по субботам или воскресеньям, в дневное время. Для создания спектаклей потребуется нанять актеров из числа добровольцев актерского кружка при одном из вузов города. Актерский состав включит пять постоянных актеров и трех человек, играющих либо эпизодические роли либо вызываемые на подмену. Для начала деятельности потребуется приобрести необходимый сценический и экскурсионный инвентарь. Расходы на эти цели составят около 39,2 тыс. рублей.

Таблица 4. Перечень необходимого оборудования и инвентаря

При проведении одной экскурсии в неделю с учетом участия в ней 10 взрослых экскурсантов при среднем чеке в размере 900 рублей, месячная выручка составит 81 тыс. руб. Такого плана планируется придерживаться в течение первого года работы. План на второй год работы составит 15 участников на экскурсию, т.е. 121,5 тыс. руб в мес. В дальнейшем при увеличении числа участников и организации двух экскурсий в неделю плановая выручка может быть увеличена в полтора-два раза.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Проект потребует подготовительного периода сроком 3 месяца, в течение которого создается маршрут экскурсии, сценарий спектаклей, организуются репетиции, подбор актеров и т.д. В отличие от многих стран мира в России лицензия на оказание экскурсионных услуг не требуется. Для того чтобы деятельность осуществлялась в рамках правового поля необходима лишь регистрация ИП . Коды деятельности по ОКВЭД:

  • 79.90.2 Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг
  • 79.90.22 Деятельность самостоятельных экскурсоводов и гидов по предоставлению экскурсионных туристических услуг.

Срок оформления документов на регистрацию ИП составит 3 дня. Госпошлина - 800 рублей. Наиболее целесообразная система налогообложения для данного вида бизнеса - упрощенная, где объектом налогообложения выступает доход 6%.

Документы для бизнеса на пешеходных экскурсиях:

Приведем и перечень документов, необходимых для ведения деятельности в рамках правого поля:

    договор на оказание услуг , где будут указаны все предложения экскурсий, свои обязательства и те моменты, за которые компания ответственности не несет;

    должностная инструкция для сотрудников . В ней подробно описываются служебные обязанности для каждой должности и план действий в случае возникновения внештатной ситуации;

    договора с сотрудниками . Не обязательно по ТК, но договорная основа должна быть зафиксирована;

    для сотрудников (желательно) - документ, который подтвердит статус преподавателя истории/культуры/филологии и т.д. либо право заниматься турбизнесом.


Дополнительно необходимо составить памятку для клиентов, правила безопасного поведения на маршруте и список возможных источников опасностей, с которыми можно столкнуться. Также в некоторых случаях экскурсоводам требуется аккредитация. Например, для проведения экскурсий иностранцам необходимо спецразрешение гособразца.

Команда проекта

Команда проекта включит двух организаторов и одновременно исполнителей проекта в лице экскурсовода и руководителя театральной труппы, а также непосредственно актеров.

    Экскурсовод. Это человек, обладающий историческим или филологическим образованием, знающий английский язык, увлекающийся краеведением и историей города, имеется сертификат о прохождении курсов экскурсовода от специализированного учебного центра, готовящего кадры для туристической отрасли. Личностные качества: коммуникабельность, грамотная речь, поставленный голос, креативность и находчивость, талант педагога и психолога, терпеливость.

    Руководитель театральной труппы. Имеет опыт работы режиссером в студенческом театре, талант организатора, рекламщика, оформителя.

    Актеры. Группа актеров из восьми человек (пять регулярных актеров, трое - на подмене), участники крупных театральных конкурсов, городских спектаклей, труппа при студенческом театре. Оплата труда актеров составит 500 рублей за спектакль. По опыту подобных проектов рекомендуется подбор запасной труппы на все роли (в случае болезни актеров, неявки на репетиции/спектакль по семейным или другим причинам и т.д.).

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план учитывает все доходы и расходы проекта. Стартовые вложения в проект составят 49 тыс. рублей. В расходы основного периода работы войдет оплата труда актеров - 22500 руб., расходы на рекламу и продвижение проекта. Подробный финансовый план проекта с учетом налоговых отчислений приведен в Приложении 1.

Таблица 5. Инвестиционные затраты проекта

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Оборудование и инвентарь

Оборудование для экскурсий

Инвентарь для спектаклей

Нематериальные активы

Оформление ИП

Печать листовок

Средства на оплату труда актеров (на 2 первые экскурсии)


Таблица 6. Расходы основного периода







8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Благодаря минимальным вложениям проект способен окупиться уже на второй месяц с момента начала продаж экскурсий. Годовой оборот проекта в первый год составит 972 тыс. руб., чистая прибыль - 521,8 тыс. руб. Рентабельность - 53%. Годовой оборот во второй год - 1458 тыс. руб, чистая прибыль - 978,2 тыс. руб., рентабельность - 67%.

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

Проект потребует минимальных вложений в открытие, полностью отсутствуют расходы на арендную плату и привязка к какой-либо недвижимости и материальным ценностям (продуктом выступает интеллектуальный и актерский труд) в связи с чем все финансовые риски минимальны. Большинство возможных трудностей могут быть связаны с внутренними проблемами - ошибками в организации, неверным продвижением, неправильным преподнесением информации экскурсантами и т.д. Предотвращаются эти риски, во-первых, путем тщательной подготовительной работы, которая должна включать написание качественного сценария экскурсии и спектакля, их тестовую “прогонку”. Во-вторых, Важен грамотный анализ рынка: мониторинг всех действующих предложений в сфере, анализ ценовой и рекламной политики конкурентов, их методов сглаживания фактора сезонности и прочее. Ключевым же фактором для основного периода будет работа над повышением качества услуги, расширение перечня услуг, осуществление обратной связи с клиентами и реклама.

Существуют и внешние рисковые факторы - конкуренция, неблагоприятная ситуация в экономике страны, влияющая на платежеспособность населения и заставляющая отказываться от досуга и прочее. Для минимизации этих факторов необходимо качественное продвижение с первых дней существования проекта, а в перспективе - обретение статусности и признания мероприятия как значимого культурного события города, которое посещают представители средних и крупных компаний и которое активно советуют туристам и гостям города.

2495 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 365277 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Вступление.

Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Анна. И сегодня я ваш экскурсовод. Мы с вами, сегодня собрались, для того, что бы прослушать очень интересную экскурсию. Тема нашей экскурсии « Малахов курган памятник – двух оборон» . Маршрут нашей экскурсии проходит по территории Малахового кургана, здесь вы увидите много памятников, орудий, оборонительную башню, места смертельных ранении Нахимова и Корнилова, единственное дерево пережившее ВОВ. Я порошу вас не отставать от группы, в ходе экскурсии отвечу на ваши вопросы.

Ну а теперь вернёмся к теме нашей Экскурсии!! Малахов курган - не просто исторический памятник, это священная земля для каждого севастопольца, здесь решалась судьба первой обороны Севастополя. Название кургана, как поясняет одна из версий, связано с именем отставного военного моряка Михаила Малахова, который был весьма уважаемым человеком на Корабельной стороне, одним из первых поселившимся у подножья кургана. Его дом стоял на склоне этого кургана. К Малахову часто приходили за советом, помощью, за судом: он был человеком честным и справедливым. Так и говорили: "Пойдем к кургану, к Малахову". Курган постепенно стали называть его именем.

Курган внешне, может, и не очень впечатляет - холм как холм. Высота его всего 97 метров над уровнем моря, но слава кургана велика. В течение одной сотни лет курган дважды становился ареной жесточайших битв.

Во время обороны Севастополя в 1854-1855 годы Малахов курган, господствующий над окружающей местностью, был ключевой позицией левого фланга обороны. Тут находился и главный бастион Корабельной стороны, который после гибели вице-адмирала В.А. Корнилова стали называть Корниловским .

Здесь французские войска вели самые яростные штурмы. Однако овладеть курганом неприятелю удалось лишь после одиннадцатимесячных боев, когда многодневными артиллерийскими бомбардировками были снесены оборонительные сооружения и иссякли силы его защитников. Потеря Малахова кургана предрешила исход 11-месячной обороны города.

В период обороны на Малаховом кургане было девять батарей, две из них воспроизведены в 1958 году. На них установлены подлинные корабельные пушки времен Крымской войны. Пушки отлиты из чугуна и имеют вес от двух до семи тонн. Много сил нужно было приложить морякам, чтобы затащить их на бастионы. Пушки стреляли сплошными и разрывными (бомбическими) ядрами. Несмотря на несовершенство вооружения и на нужду оборонявшихся буквально во всем, две мощные имперские державы не могли взять Севастополь почти год.

Первый штурм города неприятель сумел предпринять только через девять месяцев после начала осады, 6 июня 1855 года. Штурм этот был героически отбит защитниками Севастополя. О событиях этого дня рассказывает Панорама обороны Севастополя, расположенная на бывшем четвертом бастионе.

На Малаховом кургане сражались многие выдающиеся герои обороны: адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин, сестра милосердия Даша Севастопольская, участник многих вылазок в стан врага матрос Кошка. По ночам смельчаки-охотники (как их называли) захватывали трофеи, пленных, разрушали неприятельские укрепления, а главное - это было очень мощное психологическое оружие. После Крымской войны название "Малахов курган" стало известно во всем мире. В 1856 году французский маршал Пелисье, который в 1855-1856 годах командовал французской армией в Крыму, был удостоен титула "герцог Малаховский". В Германии есть форт Малахов, небольшой город под Парижем стал называться "Малакоф".

Прославился курган и во время второй обороны Севастополя. Поэтому Малахов курган - мемориальный комплекс памятников двух войн: Крымской и Великой Отечественной.

Основная часть

Сейчас мы находимся у Главного входа на Малахов курган. Арку украшает массивный дорический портик с датами на фризе: 1854-1855 гг. Широкая парадная лестница ведет на вершину кургана. Лестница раздваивается и снова соединяется, образуя большую лужайку с ухоженным газоном. Отсюда открывается вид на весь Севастополь: центральная часть города; Владимирский собор - усыпальница адмиралов, трое из которых погибли здесь, на Малаховом кургане; открытое море; Константиновская батарея у входа в Севастопольскую бухту; Северная сторона Севастополя, увенчанная пирамидой храма св. Николая на Братском кладбище.Теперь мы с вами поднимемся по этой лестнице

Сейчас мы находимся на первой широкой горизонтальной площадке, на которой находятся два памятника. Тот, что слева - времен Крымской войны, справа - Великой Отечественной. Давайте пройдём к памятнику который находится правее. Это памятник летчикам 8-й воздушной армии, которые в мае 1944 года освобождали Севастополь от фашистов. Командовал ею генерал-майор Хрюкин. В составе армии сражался ночной бомбардировочный женский полк под командованием Евдокии Бершанской. Девушки летали на самолетах с перкалевыми крыльями ПО-2, вылетали только ночью, так как самолеты были несовершенны, в случае попадания снаряда горели, как спички. На этих самолетах летчицы наводили ужас на врага, фашисты называли их ночными ведьмами. Более сорока летчиц полка
были Удостоены звания Героя Советского Союза.

Монумент представляет собой гранитную скалу, с которой «взлетает» истребитель. В качестве прототипа для мемориального самолета использован один из лучших истребителей Второй Мировой Як-3. Сооружен памятник военными строителями в июле 1944 года, реставрирован в 1994 году. Рядом с памятником установлены гранитные доски, на которых перечислены летные соединения и части, которые участвовали в освобождении Севастополя.

Теперь проследуем в левую сторону площадки. Здесь находится - небольшой беломраморный монумент, установленный в 1892 году над братской могилой русских и французских воинов. В ней покоятся воины, погибшие в последнем бою на Малаховом кургане 27 августа 1855 года.

Когда в последний день первой обороны французы ворвались на Малахов курган, русские предприняли несколько контратак, дрались самоотверженно, в результате потери были очень большими и с одной, и с другой стороны. Погибших в этом бою похоронили в одной могиле. Хоронили французы, которые высоко оценили мужество своих противников.

Над белым постаментом возвышается черная стела с черным крестом. Символизм цветов объясняет надпись на французском языке, выбитая на тыльной стороне монумента: "Их воодушевляла победа и объединила смерть. Такова слава храбрых, таков удел солдата". На лицевой стороне памятника выбиты слова: «Памятник воинов русских и французских, павших на Малаховом кургане при защите и нападении 27 августа 1855 г.».

В годы Великой Отечественной войны памятник был сильно поврежден, восстановлен в 1960 году.

С этой площадки, которую французские солдаты прозвали «чертовой», начинается главная аллея Малахова кургана, возраст ее уже приближается к пятидесяти годам. Деревья на этой аллее высажены партийными, государственными и общественными деятелями СССР и зарубежных стран, Героями Советского Союза, космонавтами (в том числе и Юрием Гагариным). Раньше у деревьев стояли таблички, на которых были написаны фамилии. Называлась эта аллея аллеей Дружбы.

А теперь пройдёмте по аллее. Итак слева вы видитеМощное корабельное орудие. Это подлинная корабельная пушка времен Второй мировой войны. Калибр пушки - 130 мм, дальность стрельбы - 20 км. На этом месте стояло второе орудие (впереди за деревьями - первое). В октябре 1941 года эсминец «Совершенный» подорвался на фашистской мине. С него сняли орудия, установили на суше. Так была создана батарея «Малахов курган». Пушки обслуживали моряки эсминца (60 человек), командовал батареей капитан-лейтенант Матюхин. Так и называли батарейцев - «матюхинцы». Батарея оказывала поддержку нашим частям на Мекензиевых горах (в 16 км к северу), на Северной стороне города.

Матюхинцы сражались до последних дней обороны. 30 июня 1942 года фашисты захватили Малахов курган. Силы были неравны. Ocтавшиеся в живых уходили на юго-запад Севастополя и там продолжали сражаться. Многих постигла участь других защитников города: они попали в плен. Пушки, которые вы видите, сняты с эсминца "Бойкий". Они точно такие же, как были на эсминце "Совершенный", и стоят здесь как памятники морякам, защищавшим Севастополь.

Пройдя немного дальше мы видим необычный памятник. Это дерево-памятник - старый миндаль, он пережил Великую Отечественную войну. Когда освободили Севастополь, на Малаховом кургане была сожжена даже земля, конечно, вся зелень погибла, и только маленькое обожженное деревце миндаля выжило и зацвело. На нем осталась всего одна живая ветка. Но каждую весну она покрывается белыми цветами, символизируя торжество жизни над смертью.

Теперь обратите внимание на центр аллеи, в ней установлена бронзовая рельефная карта бастиона «Малахов курган»(архитектор А. Шеффер). На карте указаны батареи, пороховые склады, укрытия - все, что было здесь во время обороны 1854-1855 годов. В районе угла, направленного в сторону противника, так называемого исходящего, обозначена Оборонительная башня, в которой теперь располагается филиал Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Давайте пройдём к Оборонительной башне. Эта башня-донжон - единственное каменное оборонительное сооружение на бастионе. Оно было построено летом 1854 года на средства жителей Севастополя по проекту военного инженера Ф.А. Старченко. Построена башня из инкерманского камня. Толщина стен нижнего яруса - 152 см, верхнего - 88 см. Башня на двух ярусах имела 52 бойницы, на верхней площадке было установлено пять крепостных восемнадцатифунтовых пушек. На башне укреплена мемориальная доска с наименованием полков и частей, защищавших Малахов курган во время первой обороны.

5 октября 1854 года в первую же бомбардировку Севастополя верхний ярус башни был снесен снарядами неприятеля, нижний же cлужил укрытием. В нем располагались перевязочный пункт, пороховой склад, походная церковь и штаб контр-адмирала В.И. Истомина, командовавшего четвертой дистанцией оборонительной линии (в которую входил Малахов курган). 7 марта 1855 года Истомин инспектировал выносное укрепление Малахова кургана, так называемый Камчатский люнет (впереди за оборонительной башней), где был убит наповал вражеским ядром, которое поразило его в голову. Это была большая потеря для защитников Севастополя.

Слева от башни вы видите Противоштурмовую батарею. На этом месте во времена войны, находилась фрунтовая корабельная пушка образца 1803 года. Теперь пройдем вверх по дороге за башню. Здесь вы видите Батарею на гласисе, также здесь установлена мраморная плита, отметившая место смертельного ранения адмирала Нахимова

28 июня 1855 года Нахимов стоял на гласисе и наблюдал за позициями французов. Как всегда, адмирал был в форме с золотыми эполетами, представляя хорошую мишень для французских штуцерников (штуцер - ружье с нарезным стволом). Командир четвертой дистанции, в которую входил Малахов курган, капитан первого ранга Ф.С. Керн (родственник Анны Керн) попросил его спуститься в укрытие, Нахимов довольно резко отказался. Несколько пуль ударили рядом в бруствер, он успел сказать: «Они сегодня довольно метко стреляют», как одна из пуль попала ему в левый висок. Никакие старания медиков не могли спасти адмирала, и через два дня, не приходя в сознание, Нахимов скончался.

В этот день скорбел весь Севастополь. Очевидец писал, что не было в городе человека, который с радостью не отдал бы свою жизнь за жизнь адмирала. 1 июля Павел Степанович был погребен рядом со своим незабвенным учителем Лазаревым и боевыми товарищами, погибшими на Малаховом кургане, Корниловым и Истоминым. В некрологе Нахимову сказано: «Мир праху твоему, умный, искусный и опытный, страстно любивший свое искусство и своих подчиненных, равно любимый ими, всегда хладнокровно-мужественный, добрый сердцем, великий умом и мужеством, честный, великодушный человек!". Близко знавшие адмирала Нахимова писали: «всецело преданный службе, он вне нее не знал и не имел никаких интересов». Всего себя он отдал военно-морской службе, не обзавелся семьей. Его сослуживцы-моряки были его семьей, все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга. «Все здесь так явно и сильно воодушевлено душой и силой Нахимова, что невозможно не осознавать, что он действительно олицетворяет настоящую эпоху, и нельзя представить, что было бы без него...» Ночевал, где придется, спал, не раздеваясь, потому что собственную квартиру отвел под лазарет для раненых, а личные деньги адмирала шли на помощь семьям моряков. О его отваге и презрении к смерти ходили легенды. Появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным "Ура!". С Нахимовым умерла душа Севастопольской обороны.

Пройдя далее вы видите батареи Сенявина, Емельянова. Справа от батарей находится памятник Корнилову., установленный на месте ранения Корнилова (архитектор А. Бильдерлинг, скульптор академик И. Шредер). На постаменте, верх которого отображает часть укрепления, помещена фигура смертельно раненного адмирала. Правой рукой он указывает на город, его слова, сказанные перед смертью, начертаны ниже, звучат как призыв или даже приказ: «Отстаивайте же Севастополь!». Справа - фигура матроса-артиллериста, которому придано сходство со знаменитым героем-матросом П. Кошкой. У подножия памятника - крест, выложенный по приказу Нахимова севастопольскими юнгами из вражеских ядер.

Адмирал Корнилов был ранен в день первой бомбардировки Севастополя, 5 октября 1854 года, около 11 часов. Корнилов прибыл на Малахов курган, осмотрел башню, укрепления и направился к лошади, чтобы продолжить осмотр, но тут вражеское ядро раздробило ему левую ногу у паха. В тот же день в половине четвертого вице-адмирал Корнилов скончался. Когда началась оборона, Корнилов был начальником штаба Черноморского флота. Он и возглавил оборону, будучи прекрасным организатором, много сделал для строительства оборонительных укреплений, для организации обороны с целом. Несмотря на то, что Корнилов погиб в самом начале обороны, заслуги его были велики, и потеря для Севастополя была очень большой.

Начертанные на постаменте слова умирающего Корнилова приводили в ярость фашистских оккупантов, заплативших за взятие Севастополя страшную цену. Поэтому памятник они разрушили: бронзу вывезли, а постамент взорвали. Восстановлен памятник к 200-летию Севастополя. За основу был взят первоначальный вариант памятника, модель которого хранится в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.Малахов курган - место подвига сотен, тысяч защитников города. Отметим, что среди тех, кто сражался на Малаховом кургане, был и отец «красного лейтенанта» Петра Шмидта - П.П. Шмидт, командовавший противоштурмовой батареей, а вместе со знаменитым Н.И. Пироговым и профессором Киевского университета X.Я. Гюббенет боролась за жизнь раненых и мать Шмидта Е.Я. Вагнер.

Заключение

Итак, наша экскурсия подошла к концу. Спасибо всем за внимание. Вы очень хорошие слушатели. Я готова ответить на ваши вопросы.

Экскурсия, как мы уже выяснили, является одновременно и способом отдыха, и методом познания новой информации. В связи с такой двусторонностью для проведения экскурсии разрабатываются специальные методические приемы. Главный акцент в экскурсии делается на показе, на знакомстве экскурсантов с новыми для них объектами, на кратких комментариях к показу.

При проведении экскурсии используются следующие общие методические приемы: прием основного показа, прием предварительного осмотра, прием мысленной реконструкции экскурсионного объекта, прием мысленного воссоздания исторического фона, прием сравнения, прием абстрагирования, прием дискуссии, прием репортажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием активизации внимания, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», показ и характеристика объекта по ходу движения автобуса, панорамный показ, краткая характеристика объекта показа, краткое информирование об уникальном историческом или природном объекте, подробное описание особенностей объекта, пояснения и комментарии по ходу экскурсии, включение в рассказ ярких цитат, прием пауз, ответы на вопросы экскурсантов.

При разработке экскурсии экскурсовод должен учитывать, что:

о максимальное число объектов, которые могут воспринимать взрослые экскурсанты, - 30, дети - не более 15; о максимальное время непрерывного экскурсионного рассказа - 15 мин для взрослых и 10 мин для детей;

о максимальное время показа одного экскурсионного объекта - 4 мин;

о на каждый час рассказа экскурсовода возможна 10-минутная пауза.

Методические приемы проведения, их использование и особенности зависят от: формы проведения, содержания и тематики экскурсии, состава группы, места проведения, способа передвижения.

1. Выбор методических приемов в зависимости от формы проведения экскурсии. Форма экскурсии (познавательная экскурсия, экскурсия-беседа, экскурсия-игра, экскурсия-прогулка, экскурсия-спектакль и т.д.) значительно влияет на возможность и необходимость использовать те или иные методические приемы.

На самой распространенной познавательной экскурсии (ранее их называли учебными) применяются практически все приемы, их использование и чередование зависят от других решающих факторов.

В экскурсии-беседе (чаще всего эта форма применяется для проведения индивидуальной экскурсии) оптимальными будут приемы основного показа, сравнений, абстрагирования, кратких комментариев, прием ответов на вопросы экскурсантов.

В экскурсии-игре, чаще всего проводимой для младших школьников, внимание детей помогут удержать яркие сравнения, активизация воображения, панорамный показ, включение дополнительных объектов показа (фильмов, компьютерных роликов, археологических находок).

Во время экскурсии-прогулки для удержания внимания детей экскурсовод старается воздействовать не только на зрительные и слуховые ощущения, но и на тактильные. Например, экскурсантам дается задание собрать небольшой гербарий, самостоятельно найти окаменелость и т.п.

2. Выбор методических приемов в зависимости от состава группы. Как известно, самые любознательные группы - это школьники среднего возраста и взрослые. У участников-студентов низкое внимание.

В детских группах целесообразно применять приемы основного показа, краткие комментарии, приемы сравнения и мысленной реконструкции; при этом нежелательно делать паузы часто и на длительное время, из-за чего ослабляется концентрация внимания.

Во взрослых группах кроме основного показа и более подробного рассказа применяются приемы абстрагирования, исторической реконструкции, соучастия, репортажа, персонификации. В индивидуальных взрослых группах оптимально использовать прием беседы и прием комментариев по ходу показа.

Опытный экскурсовод всегда «чувствует» свою группу и в зависимости от ее настроения, интеллектуальной подготовки и других факторов применяет те или иные методические приемы.

3. Выбор методических приемов в зависимости от места проведения экскурсии. Экскурсия в городе не требует каких-либо особых методических приемов, тогда как загородная экскурсия проводится по своим законам. При этом лучше всего использовать приемы сравнения, репортажа, проблемной ситуации, панорамный показ.

В музейных экскурсиях с использованием экспозиций лучшими будут сочетание приемов показа и рассказа, прием мысленного создания исторического фона, прием персонификации и прием объяснения.

При проведении тематической экскурсии в музее под открытым небом оптимальными будут приемы основного показа, комментариев к объектам, кратких объяснений, приемы абстрагирования, репортажа, прием предоставления краткой информации об уникальности того или иного экспоната.

4. Выбор методических приемов в зависимости от способа передвижения. Понятно, что автобусная экскурсия без выхода из автобуса будет разительно отличаться от обычной пешеходной экскурсии или музейной экскурсии.

По поводу проведения автобусной экскурсии с остановками в определенных местах разработаны четкие правила, регламентирующие посадку в автобус, показ и рассказ по ходу движения, выходы из автобуса. Лучшие приемы при движении в автобусе: прием показа с комментариями, прием сравнений, прием абстрагирования, прием использования наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», прием комментариев и приемы активизации внимания.

При пешем движении экскурсовод не должен говорить во время перехода от одного объекта к другому. В пешеходных экскурсиях используются приемы предварительного осмотра, подробного показа и комментариев, прием сравнения, прием абстрагирования, прием соучастия, прием персонификации.

5. Выбор методических приемов в зависимости от содержания экскурсии и ее тематики. В обзорных городских экскурсиях возможно применение всех существующих методических приемов. Некоторые особенности присущи приемам, используемым в тематических экскурсиях. Так, в исторической экскурсии можно использовать практически все приемы, но наилучшими будут приемы мысленной реконструкции исторического фона, прием основного показа и прием сравнения. При ботанической экскурсии, например по природному парку, целесообразно применять прием основного показа, прием комментариев, прием сравнения. При проведении экологической экскурсии принесут успех прием проблемной ситуации, прием основного показа, прием соучастия, прием репортажа. Религиозная экскурсия пройдет более эффективно с использованием приемов основного показа и кратких комментариев к нему; возможно применение приема соучастия и мысленной реконструкции исторического фона. Следует учитывать, что не очень этично вести рассказ непосредственно в храме, а лучше ограничиться небольшими объяснениями и большую часть информации предоставить экскурсантам в автобусе заранее или после посещения храма.

Производственная экскурсия - это прежде всего прием репортажа, прием соучастия, прием основного показа, прием проблемной ситуации, прием дискуссии. В литературной экскурсии стоит использовать прием основного показа и комментариев, прием персонификации, прием цитат, прием отступления. При проведении театрализованной экскурсии не обойтись без приема мысленной реконструкции исторического фона, приема абстрагирования, приема репортажа, приема соучастия.

Особенности показа объектов по ходу автобуса без остановок и выходов из автобуса. Такой показ характерен для экскурсионной группы, отправляющейся от места проживания (например, из гостиницы за чертой города) в старую часть города с целью посещения местного музея. Экскурсионный маршрут не предполагает остановок, и рассказ экскурсовода ведется непосредственно во время движения. Показ объектов по ходу движения должен быть подготовлен заранее. Экскурсовод может сначала давать краткую характеристику объекту, а затем его показывать (рассказ либо предшествует показу, либо плавно «обтекает» его). Комментарии экскурсовода должны быть построены так, чтобы заранее ориентировать экскурсантов на внешний вид интересующего объекта и его местоположение.

  • 1. «В нашем городе останавливался Петр I во время одного из азовских походов. Сейчас справа по ходу движения автобуса вы сможете увидеть храм, который посещал русский царь во время своего краткого пребывания в нашем городе».
  • 2. «Волга - гордость нашей страны, а мы особенно гордимся тем, что истоки этой великой реки находятся в нашей области. Впереди по ходу движения автобуса можно видеть коренное русло Волги, а мост, по которому мы проезжаем, - один из 5 мостов в нашем городе. Он построен по проекту известного питерского архитектора».
  • 3. «Через несколько минут мы подъедем к месту приземления первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. В настоящий момент мы проезжаем по аллее тополей, посаженных к 10-летию первого полета в космос».

Панорамный показ. Возможность показать город, красоту окружающей природы или какой-либо архитектурный комплекс с высокой точки является украшением экскурсии. Панорамный показ может служить ярким началом экскурсии, быть ее кульминационным моментом или завершающим штрихом. В любом случае панорамный обзор позволяет создать более полное впечатление обо всем увиденном и услышанном. Желательно после панорамного показа предоставить экскурсантам возможность задать вопросы (не более 5 мин).

Самые красивые панорамы открываются с обзорной площадки в горах на живописное предгорье, сильное эмоциональное воздействие оказывают и городские панорамы. В экскурсиях по Москве экскурсионные группы часто привозят на Воробьевы горы, с которых открывается прекрасная панорама на столицу; отлично видна большая часть Москвы и со смотровой площадки Останкинской башни. В тех городах, где отсутствуют возвышенные природные места, для панорамного показа могут быть использованы колокольни, сохранившиеся крепости, высотные здания и т.д. Так, в Санкт-Петербурге гостям города часто показывают панораму города с высоты обзорной площадки Исаакиевского собора.

  • 1. Панорамный показ перед началом экскурсии (панорамная площадка расположена на одной из окружающих город невысоких гор): «Перед вами - волжский город, окруженный с трех сторон горами. Старую часть города вы можете видеть на волжском побережье, там сохранились старинные здания и храмы. Самый большой храм с высокой колокольней - это кафедральный собор нашего города, он построен 100 лет назад местным архитектором. Отсюда можно увидеть несколько небольших городских парков, зеленые аллеи вдоль многих улиц. Застройка города велась таким образом, что все центральные улицы пересекаются друг с другом исключительно под прямыми углами. Центральная часть города напоминает шахматную доску, на которую смотрят с высоты. Справа от кафедрального собора вы можете видеть старый мост через Волгу. Его длина 3,5 км, и это один из самых больших мостов в Европе. В равнинах между гор расположились новые спальные районы, но наша с вами цель - старая часть города и волжская набережная. Отправляемся в автобус и продолжаем наше путешествие».
  • 2. Панорамный показ в качестве кульминационного момента: «Мы с вами познакомились с историей города, его основными архитектурными и историческими достопримечательностями. А теперь у вас есть возможность увидеть город с высоты птичьего полета. Видите слева храм? Это кафедральный собор, который вы осматривали. Правее него расположен мост через Волгу, по которому мы совершили обзорную поездку. Если все наши гости налюбовались панорамой города, мы можем отправляться дальше. Нам предстоит посещение этнографического музея под открытым небом».
  • 3. Панорамный показ в качестве завершающего этапа экскурсии: «Перед вами - город, путешествие по которому мы уже закончили. Теперь с высоты вы можете еще раз увидеть все памятные места, о которых узнали много нового. Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу».

В любом из трех описанных случаев панорамный показ надолго останется в памяти экскурсантов и оставит наилучшие воспоминания об экскурсии.

Музейная экскурсия. При проведении музейной экскурсии используется большинство основных методических приемов, но с учетом ограниченного пространства.

Пришедшую в музей группу экскурсовод встречает на специально выделенном для этого месте, в каждом музее своем. Экскурсовод сразу представляется, громко объявляет тему экскурсии и ведет группу за собой к началу рассказа. Если в зале, куда вошла группа, уже находится другая экскурсия, экскурсоводу следует или говорить тише, или пройти в следующий зал, если позволяет тема экскурсии.

В вводной части любой музейной экскурсии следует сообщить группе краткую (не более 2-3 мин) информацию об истории создания музея, напомнить правила поведения в залах, где много стеклянных витрин и хрупких предметов. После этого экскурсовод приступает к основной части экскурсии, встав вполоборота к витрине или первому экспонату. Не следует заострять внимание большой группы на мелких экспонатах, так как большинство экскурсантов ничего не разглядят, но появится риск разбить витрину. Переходы от одной витрины к другой или из одного зала в другой должны сопровождаться логическими переходами в рассказе. В заключительной части экскурсии подводятся итоги, предоставляется информация об остальных залах музея, где могут побывать экскурсанты. После этого экскурсовод отвечает на вопросы участников экскурсии и прощается с ними.

Важное условие грамотно проведенной экскурсии в музее - четкое соблюдение времени.

Дополнительные методические приемы. Каждый опытный экскурсовод всегда имеет в запасе несколько авторских методических приемов, помогающих превратить экскурсию и в качественный процесс познания, и в приятно проведенное время.

  • 1. Включение в экскурсию короткой встречи со специалистом, наир и м е р во время археологической экскурсии - с археологом, во время палеонтологической экскурсии - с палеонтологом, во время искусствоведческой экскурсии - с художником или музыкантом и т.д. Общение со специалистами активизирует и углубляет интерес, вызываемый темой экскурсии, помогает лучше разобраться в рассматриваемых вопросах и, безусловно, оказывает сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов.
  • 2. Просмотр фильмов или компьютерных клипов по теме экскурсии. Инновационные моменты вносят в экскурсию особый колорит, усиливают зрительное воздействие на участников экскурсии. Такие дополнения устраивают во время длительной поездки на автобусе, снабженном необходимым оборудованием.
  • 3. Введение поисково-исследовательской части по теме экскурсии. Активные действия помогают экскурсантам улучшить процесс познания новой информации, почувствовать себя настоящими исследователями. Во время археологических, палеонтологических, геологических, ботанических, экологических экскурсий можно предоставить экскурсантам возможность самим найти на поверхности земли какие-либо артефакты, предметы исследования:

о подъемный материал на археологических памятниках (обломки посуды, фрагменты железных предметов, вымытых из почвы дождевыми водами);

о окаменелости на местах палеонтологических обнажений (раковины моллюсков, древние губки);

о минералы на местах геологических памятников (поделочные камни, самоцветы);

о предметы гербария (листья, цветы).

Собранный на поверхности земли материал можно разрешать забрать с собой, если это не наносит вреда памятнику.

4. Включение в процесс экскурсии мини-викторин. Проведение мини-викторины положительно воспринимается даже во взрослых группах. Например, экскурсовод может предложить участникам группы вспомнить длину Волги, картины известного художника, кроме увиденных в музее, назвать писателей, книги которых посвящены событиям на Дону, и т.д. Можно предложить экскурсантам определить, к какому архитектурному стилю принадлежит здание, какова приблизительная высота мемориальной стелы, длина моста и т.п.

Вопросы могут предлагаться вместе с вариантами ответов, например:

«Как вы думаете, по какому принципу чаще всего давалось название русскому городу:

о по имени его основателя;

о по наименованию древних племен, живших на этом месте ранее;

о по названию реки, на которой основан город?»

Разумеется, экскурсовод должен не только аргументированно доказать правильность ответа, но и привести примеры. В данном случае правильный ответ третий, а примерами могут служить такие города, как Москва, Самара, Царицын, Томск, Тверь и др.

  • 5. Включение в экскурсию элементов беседы. Экскурсовод, познакомившийся с группой, в процессе экскурсии может включить в нее элементы беседы, активизирующие внимание группы и придающие комфортность психологической обстановке. Например, зная, что группа приехала в северный город из Краснодарского края, можно поинтересоваться, не мерзнут ли гости, гуляя по заснеженной набережной, или узнать у гостей, что особенно удивило их среди осмотренных объектов, есть ли в их городе подобные и т.д. Встречный интерес экскурсовода к гостям вызовет большее удовлетворение экскурсией, оставит о городе и его жителях хорошее впечатление.
  • 6. Включение в экскурсию элементов театрализации - участие в народном празднике, карнавале, в фестивале исторической реконструкции. Элементы театрализации довольно давно вошли в туризм и как бы превращают участников познавательных экскурсий в непосредственных участников событий. Театрализация оказывает благоприятное воздействие как на восприятие подаваемой в экскурсии информации, так и на формирование общего впечатления о поездке. Например, во время проведения некоторых археологических экскурсий гости попадают на театрализованное шоу, организованное клубом исторического фехтования. В сценарий экскурсии входит «похищение» одного или нескольких участников экскурсии, освобождение их с помощью русских воинов из плена, наблюдение за каскадерским боем, фотографирование с участниками шоу в красочных костюмах, стрельба из лука, дегустация плова, приготовленного по средневековым рецептам, и т.д. Подобные театрализации с успехом проходят в Саратовской области; в Ярославле гостям предлагается надеть простые робы и попробовать свои силы в роли бурлаков на Волге; в музее краеведения Екатеринбурга гостей непременно встречает красавица в костюме Хозяйки Медной горы. Такие элементы театрализации (даже в сокращенном варианте) не могут оставить экскурсантов равнодушными и являются замечательным дополнением к тематической экскурсии по древней истории края.

Работа с туристами (продолжение)

Всегда тщательно взвешивайте что вы говорите. Пользуйтесь уважаемыми источниками, перепроверяйте информацию по нескольку раз. Даже если неправильная информация встречается часто, она от этого правильной не становится и не нужно ее рассказывать туристам. В качестве источников информации предпочтительны научные лекции, специализированные музейные издания, краеведческие журналы, книги, написанные историками. Телевидение, газеты, журналы, интернет стоят на последнем месте, т.к. там преобладает непроверенная или искаженная информация.

Во что превращается "экскурсия", созданная по байкам, выдумкам, телепередачам и современным книгам, можно прочитать здесь:
" Ночные экскурсии - одно из любимых летних развлечений скучающих горожан и любопытствующих гостей столицы, что подтвердилось аншлагом минувшей ночью. Ваш покорный не мог не сунуть нос в эту индустрию, захватив блокнотик для перловки) Бред выделяю курсивом , комментирую оффтопом . Поскольку отъезжали от Сухаревской, первой пострадала от фантазии экскурсовода ранее стоявшая там Сухаревская башня:

Выстраивая рассказ не забывайте, что в группе люди, которые по разному воспринимают информацию: большинство, конечно, визуалы, но есть и кинестетики, и аудиалы. Поэтому при описании объектов используйте слова, которые характеризуют не только ширину, объем дома, но и яркую окраску витражей, шорох листьев возле дома, неровности кирпичей в кладке. Есть люди, которым достаточно посмотреть на памятник, а есть те, которым для знакомства с предметом нужно его потрогать, ощутить.

Экскурсовод лишь передает информацию, взятую из проверенных источников. Он не выражает собственного мнения, тем более не навязывает его. Люди едут отдохнуть, узнать что-то новое, но не получить нравственные наставления или посвящение в какую-либо религию. В тоне разговора не должно быть давления, агрессии. Люди это чувствуют и далее поездка превращается в пытку, в навязывание мнения.

"Я, как профессиональный историк, прекрасно знаю, как увлечь аудиторию интереснейшими рассказами на исторические темы. Для своих лекций готовил десятки примеров, чтобы излагаемая под запись лекция не была слишком "сухой" и академичной, чтобы слушателям было интересно. Здесь же совсем не требуется готовить материал на уровне лекций. Достаточно знать основные факты и травить байки на эту тему, благо их более чем достаточно.
За границей так и происходит. Помимо того, что общий уровень знаний экскурсоводов на порядок выше, чем в московских турагенствах, никто не пытается учить туристов жизни, проповедовать им свои религиозные взгляды и политические воззрения. Возможно это связано с тем, что на экскурсии там попадает немного другой контингент. Хотя я не могу сказать, что на местных маршрутах ездят люди, которые ничего в жизни не видели и не бывали за границей. Но почему же уровень экскурсоводов "на экспорт" гораздо выше уровня "доморощенных"?
Обратно мы ехали без экскурсовода, избежав довольно скучной лекции о его религиозных воззрениях вперемешку с квасным патриотизмом. А той части группы, с которой он остался я не завидую, не смотря на то, что им представилась возможность просто погулять по этому невероятному городу...."

Рассказывайте интересно, с выражением, захватывающе:
"...нас возили на экскурсию в Ломоносов. Экскурсовод настолько нудно говорила, что хотелось повесится! Это просто пытка."
"...во время рассказа экскурсовода об обороне и сдаче Одессы мужчины плакали (реально утирали слезы)"

Если вам предстоит вести экскурсию в храме, нужно заранее получить на это разрешение (благословение) у священника. Если вы получили его, не забывайте, что рассказ нужно вести относительно тихим голосом, не мешая находящимся в храме верующим. Громкий голос в храме неуместен. Также стоит помнить, что спиной к алтарю, к иконам не стоят. Можно встать к ним боком или чуть в стороне, образуя треугольник с группой.

Рассказ должен быть интересным, всесторонним и не превращаться в сухое описание фактов. Например, проезжаете мимо какого-либо предприятия, телебашни, Мосфильма, ботанического сада - расскажите какие интересные там проходят экскурсии, как на них можно попасть, как сюда проехать.

"Да, это беда многих рассказчиков и экскурсоводов: они не всегда понимают, что собеседникам могут быть интересны причины необычных (нелогичных) технических решений, а не только история создания"

"Были на экскурсии по Минску 25 июля. Минск понравился очень, а экскурсовод Маргарита нет. Экскурсия не была познавательной, одни сухие исторические факты, даты. Сама Маргарита изнывала от жары и постоянно жаловалась, что ей плохо."

Говорите достаточно медленно, с выражением. Темп речи и ее подача должны быть такой, чтобы вас хотелось слушать, чтобы можно было запомнить и осознать услышанное. Иначе может получиться так:

"...я была просто ошарашена. Мой мозг не то что не успевал переваривать информацию, некоторую он просто не воспринимал:-) Гид говорил очень быстро, очень самоуверенно, не всегда связно и такие вещи, которые противоречат школьным учебникам (в частности — об образовании Петербурга) "

"...экскурсовод, молодая девушка, студентка очень внимательно и по делу рассказывала про город и легенды города. В конце экскурсии в автобусе раздались аплодисменты, экскурсовод и водитель несколько смутились. :) А нам даже уходить от них не хотелось "

Обобщайте увиденное, подводите итог сказанному. Это поможет туристам лучше запомнить и понять увиденное.

"Убедилась, что экскурсовод таки нужен, ибо он структуризирует увиденно-услышанное."

Если вас пытаются перебить вопросом на середине рассказа, не обращайте внимания. Когда закончите рассказ можете обратиться к человеку, попросить повторить его вопрос.

Если во время рассказа вокруг совершается что-то внезапное, что отвлекает внимание людей (например, свадебная процессия, собаки, белки), стоит выдержать небольшую паузу и затем продолжить.

Выстраивая рассказ, говорите от общего к частному. Сначала расскажите где находимся, что нас окружает и затем уже приступайте к описанию конкретного объекта. Нельзя начать рассказ сразу с какой-то истории, которая произошла в некоем доме. Люди просто не поймут о каком именно доме идет речь, куда смотреть и где вообще они находятся.

Используйте логические переходы. Не прыгайте от факта к факту. Куча мала информации никому не нужна. Отрывочные сведения усваиваются с трудом.

Когда говорите важную информацию, давайте ссылку на источники. Иначе вашу речь могут почитать голословной или выдумкой.

Понятно, что трудно после трехсотого или тысячного раза рассказывать так, как будто в первый раз. Но все же от вашего актерского таланта, воодушевления, зависит мнение людей и полученные ими эмоции о прогулке.

"А более всего запомнились экскурсоводы, которые включены в стоимость билетов, и я послушал лекции аж от трех. Так живо, с душой и в красках рассказывают! Последнюю, третью девушку-экскурсовода я даже начал записывать на диктофон"

Экскурсовод - организатор, но не погонщик людей. Если вы целый день работаете группой, уместно будет перед началом поездки всех предупредить, что на выходах вы сначала 5-10 минут рассказываете интересное, а потом - свободное время. Потому что люди часто нервничают, смотрят на вас - волнуются что не успеют сделать фотографии и купить сувениры. Важно дать им на это время. Иначе может получиться так:

"Была в Костроме 1 раз, на экскурсии. Ужасное впечатление осталось - холод собачий, хотя всю остальную теплоходную поездку держалось тепло. Экскурсия скомканная, экскурсовод - громкая нервная тетка, много командовала, мало рассказывала."

Не держите людей долго на одном месте. 10 минут вполне хватит. Потом люди отвлекаются, беспокоятся, что не успеют сфотографировать, а в холодное время - замерзают.

Не размахивайте бессмысленно руками, отслеживайте свои жесты. Движениями рук вы направляете взгляд туристов, помогаете им не только смотреть, но и видеть.

При общении с людьми не пользуйтесь излишне темными солнечными очками. Люди должны видеть ваши глаза, это уважение. Если солнце очень сильно мешает, поможет головной убор с широкими полями.

В зависимости от положения солнца, во время рассказа людей расположите так, чтобы солнце им не било в глаза. Ели стоит жаркая погода - поставьте группу в тень, если холодная, наоборот, выберите солнечное, закрытое от ветра, место.

Если на маршруте запланирован обед, не забывайте, что экскурсовод садиться кушать последний. Вначале он должен проверить все столы - как рассадили людей, всем ли хватает столовых принадлежностей, что именно подали туристам (сравните с информацией турфирмы). Если вы путешествуете на автобусе, позаботьтесь о том, чтобы водителя тоже накормили. Экскурсоводы, водители, менеджеры обедают за отдельным столом от туристов.

Давайте то, количество информации, которое люди могут усвоить. Не нужно перегружать их лишними фактами, отвлеченными темами и специфическими терминами. Делайте маленькие паузы. Они необходимы для осознания и усвоения информации.

Сколько положено говорить экскурсоводу? Например, экскурсия рассчитана на 6 часов. Если это прогулка по городу, то экскурсовод говорит 6 астрономических часов. Если за городом - 6 академических, т.е. каждые 45 минут он имеет право делать перерыв на 15 минут. На обратном пути экскурсовод, как правило, не говорит. Туристы в это время отдыхают, кто-то спит, кто-то делится впечатлениями с соседом, кто-то слушает музыку.

Иногда на экскурсиях бывают люди, которые испытывают недостаток общения. Они задают вопросы, на которые им не нужны ответы. Им нужно время и внимание. Если у вас есть возможность, подарите им это.

Если турист высказывает свою точку зрения на предоставленную информацию и говорит неправду, не спорьте с ним. Все имеют право заблуждаться. Ваша задача - дать знания, а усвоить их - персональная работа каждого. Может усвоит, может нет, дело добровольное.

Если у вас была загородная автобусная экскурсия и вы возвращаетесь обратно, заранее предупредите туристов о том, что автобус следует без промежуточных остановок до точки начала экскурсии. Люди должны быть информированы об этом заранее. Иначе при подъезде к городу по автобусу будет устроена процессия из "ходоков" к водителю и каждый будет просить остановить его там-то. Такие ситуации часто нервируют водителей. Ведь экскурсионный автобус - не такси и водитель не должен группы людей высаживать то здесь, то там, снижая скорость, перестраиваясь и теряя время. За временем поездки также следит экскурсовод. Он должен по окончании экскурсии документально зафиксировать время остановки автобуса, когда его покинул последний турист. Иначе туристическая компания будет переплачивать за время переката автобуса.

По окончании экскурсии напомните туристам, что вы можете ответить на их вопросы. А вопросов обычно много.

Экскурсовод старается сделать прогулку интересной, наполненной достоверной информацией. Причем подает ее так, что туристы многое понимают и запоминают. Они получают знания и возможность для дальнейших размышлений и, возможно, самостоятельного чтения и прогулок. Здорово, когда работа одного человека побуждает находить интересное в новых объектах.

В завершение экскурсии обязательно подведите итоги - скажите кратко где побывали, что увидели. Поблагодарите своих коллег за организацию прогулки и туристов за внимание. Обычно после этого следуют апплодисменты:) Ваша награда за хорошо проделанную работу.

2.5. Техника ведения экскурсий

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы. Эти особенности отражаются в графе "Организованные указания методической разработки". Каждый экскурсовод внимательно изучает эти указания и до выхода с группой на маршрут уточняет вопросы, связанные с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтоб один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтоб одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело руководят передвижением на маршруте.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав опасных зон в работающих цехах и т. д.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа.

Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры. Они взбираются на холм, чтобы определить его высоту, поднимаются на колокольню, минарет, чтобы убедиться в необычном "шаге" ступеней крутой лестницы, спуститься в крепостной ров для определения его глубины и т. д. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Необходимо избегать пересчитывания экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, порой вызывает комические ситуации, нарушая тем самым ход экскурсии.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений. Это особенно важно в загородных экскурсиях, когда экскурсовод во время движения автобуса, сидя на своем месте спиной к экскурсантам, смотрит в переднее стекло автобуса и рассказывает о том, что уже видят или вот-вот увидят экскурсанты.

Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу. Для этого требуется большая практика, в том числе проведения экскурсии с часами в руках: дома, у конкретного объекта. Нужно добиться соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На основе такого хронометража с учетом замечаний прослушивающего экскурсовод вносит соответствующие коррективы в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса и др. В результате экскурсия начинается с опозданием. У экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, экскурсоводу вести рассказ во время движения бесполезно. Шум двигателя и тряска автобуса ограничивают слышимость, так что пояснения будут слышны лишь экскурсантам, сидящим вблизи. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме. Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий и лишь четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание их различно - иногда они связаны с объектами, иногда - с жизнью известных деятелей, а нередко - с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами - не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер, т. е. вызывать у экскурсантов желание поспорить, продолжить тему, затронутую в вопросе.

Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи:

Первая - смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке;
- вторая - дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Паузы в загородных экскурсиях совмещаются с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 мин. по истечении каждого часа работы (для экскурсовода час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях могут быть также паузы - свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

Техника использования "портфеля экскурсовода". Содержание "портфеля экскурсовода", его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

Выводы

Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.

Контрольные вопросы

1. Понятие "техника проведения экскурсий".
2. Содержание графы "Организационные указания".
3. Организация работы экскурсовода с группой.
4. Умелое использование техники проведения экскурсии.
5. Навыки использования техники ведения экскурсии.
6. Темп передвижения группы, его значение.
7. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона.
8. Установление необходимого порядка в группе.
9. Использование свободного времени в течение экскурсии.
10. Ответы на вопросы экскурсантов.
11. Техника использования наглядных пособий.