Значение слова аттика. Аттика – колыбель истории Греции Что такое аттика в древней греции

Энциклопедический словарь

Аттика

в древности область на юго-востоке Ср. Греции. В современной Греции Аттика - один из номов (центр - Афины).

Античный мир. Словарь-справочник

Аттика

(от греч. - страна побережья)

полуостров, одна из крупнейших областей на юго-востоке Средн. Греции. Ее горы являются разветвлениями Киферона, крутого каменистого хребта, который образовал естественную границу А. с Беотией и Мегарами. Среди горных хребтов расположены равнины: Элевсинская, Кекропская, Месогейская и Марафонская. Небольшие реки А. Кефис и Асоп были мелководными, земля - неплодородной. Но трудолюбие земледельцев компенсировало скудность земли: в А. выращивали оливки, виноград, фиги, просо, полбу, ячмень. В горах было много известняка и мрамора, пригодных для строительства. В Лаврионе добывали серебро, железную руду и глину, что способствовало раннему развитию ремесел, а благодаря большим запасам поваренной соли население стало заниматься консервированием продуктов, положив начало развитию целой отрасли промышленности.

Население А. считало себя автохтонами. Ок. X в. до н.э., при легендарном царе Тесее, оно начало объединяться под властью Афин, однако этот процесс был длительным и растянулся на столетия. К VI в. до н.э. Афины стали центром экономических и политических преобразований в А. Крупными центрами А. были Элевсин, Пирей, Форикос, Рамнунт и др.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Аттика

(греч. ή Αττική, что значит "прибрежная страна") - юго-восточная область Средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и Архипелагом, приблизительно в 2200 кв. км пространства; граничить на С. - Виотией, на З. - Мегарой, с Ю. и В. омывается морем. Большая часть А. покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора, и представляет в настоящее время одни обнаженные, лишенные растительности пространства. Только более высокие части Киферона и Парнаса, равно северо-зап. склоны Пентеликона покрыты сосновыми и еловыми лесами. Основанием всей горной системы служит Киферон (теперь Элатея, так называемая еловая возвышенность, высочайшая точка которой поднимается на 1411 м над ур. моря). Киферон главным своим кряжем отделяет А. от Виотии; от Мегары А. отделяется его ветвью, идущею к Ю. и носящей название Керата (рога); с юго-восточными отрогами Киферона сливается достигающий 1413 м Парнас (ныне Оцея), которого северо-восточные разветвления, ныне носящие отдельные названия (Белетци, Армени, Мавровуно, Цастаны, Ставрокораки, Котрони), простираясь до восточн. края области, образуют в этой части А. настоящую горную страну (Диакрия или Эпакрия древних). Южным продолжением Парнаса является поднимающийся значительно ниже над морем Эгалеос, который в южн. части, там, где он вдается в море против о-ва Саламина, носить название Коридаллос (ныне Скараманта), а в середине, там, где его прорезывает ущелье, соединяющее равнины Афин и Элевзиса, называется Пэкилион. На С.В. афинская равнина окаймлена Брилеттосом, или, как он обыкновенно назывался по местности, лежащей на его южном склоне, Пентеликоном (ныне еще Ментели). Это достигающая 1110 м высоты пирамидальная возвышенность с обширными, еще теперь с успехом эксплуатируемыми мрамороломнями, которые доставляют превосходный белый мрамор тончайшего зерна, идущий на постройки и статуи. Долина в 4 км шириною отделяет на Ю. подошву Пентеликона от южного пояса, почти исключительно состоящего из голубовато-серого мрамора, который в древности употреблялся для архитектурных целей. Кряж этот - Гимет (теперь Треловуно) - поднимается на 1027 м, почти лишен лесной растительности, но покрыт пахучими травами и потому населен дикими пчелами, дающими превосходный мед. Восточный край области (у древних Паралия) прорезывается менее высокими цепями холмов, которые к Ю. от Гимета, где полуостров суживается, соединяются в один кряж - Лаврионское нагорье, которое заключается круто спускающимся к морю мысом - Суниум, на котором еще теперь высятся развалины храма Афины, по колоннам которого еще теперь мыс называется моряками Кап-Колоннес. Лаврионские горы по своему богатству серебром имели в древности для А. высокое значение; но эти рудники, сначала очень доходные, до того усиленно эксплуатировались, что уже тотчас после Р. Х. пришлось прекратить добычу. Только в позднейшее время попытались, и не безуспешно, из шлаков, оставшихся от прежних работ, извлечь выгоды.

Горы тянутся частью непосредственно до самого моря, частью же к их подошвам скопилась наносная земля, образуя более или менее широкие береговые равнины, из которых многие были известны в древности. Замечательнейшая из них Марафонская равнина на сев. берегу. Она представляет низменность в 9 км, длиною и от 2-4 км шир., с обширным болотом к С.В. Здесь в 490 г. до Р. Х. персидское войско потерпело поражение. Более значительных равнин, которые или, начинаясь у берега, тянутся далеко внутрь страны, или же совсем отделены от моря, в стране только три: 1) Афинская равнина, часто называемая просто "равнина" (педион); 2) меньшая, отделенная от Афинской Эгалеосскими горами, Триасская равнина (так называемая по древней местности Триа) и 3) равнина между Гиметом и более низкими горными цепями восточного прибрежья, которая соединяется с Афин. равниной посредством долины, отделяющей Пентеликон от Гимета. Орошение страны крайне бедное. Самые значительные ручьи протекают по афин. равнине, а именно: 1) Кефис, начинающийся у юго-западн. подножья Пентеликона в богатой лесом местности Кефизии, питаемый разными притоками с Парнаса. Он протекает равнину в юго-западн. направлении и в З. от города отводится в многочисленные каналы для орошения огородов и плантаций; второй ручей - Илиссус начинается у сев. подножья Гимета, протекает у вост. и южн. стороны города и к Ю.З. от него теряется в песках. Кроме них, нужно упомянуть о другом Кефисе Элевзинской равнины, о прорезывающем Марафонскую равнину ручье Эноэ (так названном по лежащей к сев. от Марафона древней местности) и о. Эрасиносе, протекающем дальше к Ю. от восточного прибрежья, у древней местности Арафен (теперь Рафина).

Почва страны представляет почти сплошь легкий, довольно тощий, каменистый известняк, мало пригодный для возделывания пшеницы, более - для ячменя и винограда, но особенно для оливы и фиги, и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами ее вывоза. Скотоводство и теперь еще значительно, а в древности аттич. шерсть пользовалась большой славой. В горах, не говоря об исчерпанных уже серебрян. рудниках Лавриона, добывают превосходный мрамор; почва во многих местах, особенно на прибрежной полос, идущей к Ю.З. от гавани Пирея и Фалернской бухты и кончающейся у предгорья Колиас (теперь Гагиос Космас), дает отличную глину для посуды, и потому гончарное дело представляло в древних Афинах цветущую ветвь промышленности и его продукты имели очень распространенный сбыт.

Население страны, не говоря о некоторых пеласгических элементах доисторической эпохи и громадном числе иностранцев, впоследствии постоянно проживавших в Афинах, принадлежало в древности к ионийскому племени. Жители называли себя автохтонами, т. е. коренными, так как их предки произошли непосредственно из почвы страны и с незапамятных времен земля состояла в их непрерывном владении. Как все ионич. народы, жители А. распадались на четыре колена или класса (филы): гелеонтов (благородных), гоплитов (воинов), эгикореев (пастухи вообще и коз в особенности) и ергадеев (земледельцев). По преданию, в стране с незапамятных времен существовало 12 самостоятельных городов или союзов общин. Это были частью отдельные, еще позже существовавшие поселения, как Кекропия (позже Афины), Элевзис, Декелея и Афидна (последние два на С. страны), Браурон (среди восточного побережья), Торикос (в самой южной части восточного побережья), Китерос (местоположение неизвестно), Сфетос и Кефисия, частью же союзы нескольких поселений, как Эпакрия (северная горная страна), Тетраполис (союз четырех городов) на Марафонской равнине и Тетракомия (союз четырех деревень) на самом юге Афинской равнины. По преданию, эти 12 общин соединены Тезеем в одно политическое целое, столицею которого стали Афины. Деление народа на 4 филы осталось как при царях, так и при архонтах. Даже законодатель Солон не отменил этого подразделения, а параллельно с ним, частью желая уменьшить влияние древних аристократических родов, частью, чтобы привести к более справедливому распределению податного бремени между гражданами, создал новое деление граждан на 4 класса по их имуществу. Только Клисфен отменил древнеионийское разделение по коленам и поставил на его место деление народа на 10 фил, из которых каждая носила имя древнеатт. героя (Эпонима). Каждая из этих фил обнимала собою определенное число общин (демы), лежавших в разных частях страны. Обыкновенно каждая не очень значительная местность составляла особую "дему", большие же, как города Афины и Браурон, распадались на несколько дем. Число дем было неодинаково в разное время: - в начале христианской эры их было 371. Благодаря писателям и надписям до нас дошли названия приблизительно 180 дем, но место нахождения многих теперь невозможно установить. Их перечень дает Лик, "Die Demen von А." (перевод Вестермана, Брауншвейг, 1840); Росс, "Die Demen von A. und ihre Vertheilung unter die Phylen", Галле, 1846); Г. Гельцер в приложении к книге Вестермана "Lehrbuch der Griech ischen Staatsalterthü mer" (5 изд. Гейдельб., 1875). Общее число граждан колебалось, судя по переписям, во время расцвета государства, к Пелопоннесской войне, между 80-100 тыс. Число стоявших под покровительством метойков достигало 40000, число рабов доходило до 400000, так что общее количество свободного и несвободного населения превышало 500000. Увеличение числа фил (10) двумя новыми имело место в 307 г. до Р. Х. Из желания польстить Деметрию Полиоркету последние были названы его именем и именем отца его Антигона - Антигонидою и Деметриадою. Но первая была переименована в 265 г. до Р. Х. в честь египетского царя Птоломея II Филадельфа в Птоломаиду, вторая в 200 г. в честь пергамского царя Аттала I в Атталиду. Наконец при императоре Адриане была присоединена 13-я фила и названа Адрианидою по имени этого благодетеля города Афин.

В политическом отношении А. была в древности наиболее централизованной областью Греции. Главный город был не только местопребыванием администрации, но суда, равно и народных собраний, в руках которых со времени демократических реформ, начатых Клисфеном и заключенных Периклом, сосредоточилось верховное решение всех государственных дел. Значение, которое А. благодаря своему главному городу Афин имела в политической и культурной жизни Древней Греции, может быть правильно оценено только в связи с изложением общей истории Греции (см. это сл.). Ср.. Бурсиан, "Geographie von Griechenland" (т. I, Лейпц., 1862); Курциус, "Erl ä uternder Text der 7 Karten zur Topographie von Athen" (Гота, 1868); Курциус и Кауперт, "Karten von Attika" (2 тетр., Берлин, 1881). В настоящее время А. вместе Мегарой, Виотиею и островами Саламином (ныне Кулури) образует номархию Аттики и Виотии, которая распадается на 5 епархий (А., Эгину, Фивы, Ливадию и Мегару) и насчитывает на 6426 кв. км 185364 жит. (1879). В епархии (округе) А. (включая о-ва Саламин) 116263 ж., сельское население занимается земледелием, виноделием и скотоводством, отчасти также шелководством и табаководством. Афинская равнина еще в настоящее время богата обширными оливковыми плантациями.

Политическая история Аттики представляет классический образец возникновения государства. Афины-главный город Аттики издревле был населен народом, этнически близким малоа- зийским грекам.

Аттика-область Средней Греции-представляет собою полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом, пролив Эврип отделяет ее от острова Эвбеи. Центральная область Аттики (Месогея) окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем. На западном берегу Аттика имеет несколько естественных гаваней: Фалер, Пирей (Муни- хия). Природа страны оказала свое влинне на историю Аттики. В основном оставаясь земледельческой страной садоводов, скотоводов, огородников и пчеловодов, Аттика при наличии хороших бухт и гаваней развила большую торговлю и промышленность, завоевавших ей славу во всем эллинском мире и за его пределами. Спарта в этом отношении не может итти ни в какое сравнение.

Древнейшая история Аттики немногим более известна, чем история Спарты. Подобно Спарте Аттика и Афины своими историческими корнями уходят в крито-микенский мир. В послеми- кенский период Аттика была покрыта мелкими крепостями баси- леев, как о том свидетельствуют уцелевшие до настоящего времени остатки. В мифах сохранились имена древнейших полулегендарных аттических царей и героев: Кекропа, Эгея, Тезея, Кодра и др.

В мифах и легендах образование Афинского государства представляется в виде многолетней борьбы друг с другом басилеев, сидевших в своих полисах, рассыпанных по территории Аттики. Впоследствии этот процесс борьбы стали представлять себе в виде мирного объединения, или синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того как царскую власть получил Тезей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну, упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей. В память объединения Аттики был учрежден всеафинский праздник Панафинеи, посвященный памяти-покровительницы города Афине Палладе, богине войны и маслиновых рощ. Впоследствии Панафинеи превратились в национальный праздник, сопровождавшийся играми, гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Социально-экономический строй Аттики XII-VIII вв. может быть определен как гомеровский строй.

Населявшие Аттику четыре племенных союза, или филы, делились на фратрии, фратрии-на роды. По общему закону рост производительных сил, разделение труда и обмен разлагали родовые организации, выдвигая на их место другие организации- соседские, профессиональные и имущественные. Дольше всего родовая организация сохранялась у верхнего слоя «благородных и богатых» аристократов, называвшихся в Аттике эвпатридами, т. е. имеющими благородных родителей.

Афинский ландшафт.

Вдали долина реки Кефиса и эгалейский горный проход с «священной дорогой » на Элевсин. Направо Эрехтейон.

Ббльшую часть населения составляли средние и мелкие земледельцы- геоморы, ремесленники - демиурги, торговцы и феты. Низший слой аттического общества составляли рабы, число которых с каждым столетием возрастало.

Под действием тех же факторов, которые разрушали род, происходило слияние в единое Афинское государство отдельных местностей и родов. Процесс образования Афинского государства, длительный и многообразный, закончился приблизительно в начале VI в. до н. э.

Объединение Аттики, вызванное ростом производительных сил, с своей стороны, являлось фактором, способствовавшим дальнейшему социально-экономическому и культурному прогрессу. Наряду с местными обычаями, учреждениями, культом и пр. возникали общеаттические (афинские) учреждения. Таким путем Афины из крепости, местопребывания басилея и его дружины, превращались в полис-город в собственном смысле.

Верховная власть над объединенной Аттикой в течение нескольких столетий принадлежала афинским басилеям. Около же VIII в. царская власть в Афинах исчезает. Последним афинским царем был, по преданию, Кодр. После отмены царской власти во главе Афин стояли избранные из эвпатридов правители-архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем архонты избирались на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт, около середины VI в. образовалась коллегия девяти архонтов: 1) первый архонт, архонт-эпоним, первоначально имел большую власть, впоследствии же функции его были ограничены; 2) архонт-басилей выполнял, главным образом, жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов фесмофетов-хранителей закона, председателей различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал.

По выполнении срока полномочий архонты вступали в ареопаг , высший государственный совет. В ареопаге разбирались уголовные дела, в особенности дела, об убийстве. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ему принадлежали рекомендация и контроль над архонтами. Заседал ареопаг на скале, посвященной богу войны Арею. Отсюда, повидимому, происходит и само название.

Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, члены самых влиятельных афинских родов. Располагая богатством и имея в своем распоряжении массу слуг и зависимых людей, эвпатриды могли проживать в Афинах и заниматься общественными делами.

Экономическую основу могущества эвпатридов составляли земли, расположенные в плодородной местности вблизи Афин. Пережитки родового строя были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось в роде. Однако давали себя знать уже и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей, тем более, что географическое положение Афпн, удаленных всего на 5 километров от моря, предрасполагало к заморской торговле. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство разлагало не только роды в низших слоях Аттики, но захватывало также и верхний слой «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела и возвышалась, становясь еще более благородными и знатными, ббльшая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. «Родовой строй абсолютно несовместим с денежным хозяйством» 1 . Чем дальше, тем все больше родовитость становилась символом и признаком богатства. Число влиятельных эвпатрид- ских родов и семей в Афинах в VIII-VII вв., накануне великих реформ, было невелико, но в их руках находились богатство, сила и власть.

Влияние совершавшихся экономических перемен-рост денежного хозяйства и рост рабовладения-болезненнее всего ощущалось в деревне. Проникавшие в деревню торговля и ростовщичество беспощадно ломали освященные глубокой стариной патриархальные отношения, неотделимые от натурального хозяйства.

«...Развивающееся денежное хозяйство проникало, точно разъедающая кислота, в основанный на натуральном хозяйстве исконный образ жизни сельских общин» .

Положение сельской массы-геоморов и фетов-в VII-VI вв. в Аттике было в высшей степени тяжелым, как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом имеются совершенно определенные свидетельства наших главных источников, «Афинской политии» Аристотеля и Плутарха (в биографии Солона). Несмотря на известный схематизм и односторонность их освещения, самый факт разорения аттической деревни не вызывает сомнений. Главным бичом деревни были ростовщичество л растущее рабовладение, вытеснявшее свободный труд.

Плутарх и Аристотель сообщают, что в Аттике накануне Соло- новых реформ (VI в.) масса мелких землевладельцев находилась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю богатых или же брали деньги под залог собственной личности. Заимодавцы имели право обратить должника в рабство или же продать за границу.

«Дело в том,-говорит Аристотель в «Афинской политии» («Истории Афинской конституции»),-что вто время государственный строй в Афинах был олигархический, бедные находились в рабстве у богатых, они сами и их семьи. Они обрабатывали земли эвпатридов, отдавая им за это пять шестых получаемого с земли дохода, а одну шестую оставляя для личного пользования себя и своей семьи. Потому их и называли шестидольниками (гектоморами). Вся земля находилась в руках немногих. Если должники во-время не вносили следуемую с них плату, то их самих и членов их семьи разрешалось брать в кабалу».

Против эвпатридов, имевших в своих руках политическую власть и силу и крепко державшихся за родовые порядки, выступали не только порабощенные шестидольники, но и другие общественные прослойки Аттики, в том числе и часть «благородных». Другими словами, против господства эвпатридов выступали все элементы складывавшегося рабовладельческого полиса, среди них и часть «благородных», по каким-либо.причинам оторвавшихся от своего класса. Классовые противоречия в VII-VI вв. в Аттике были столь же остры, как и в других греческих полисах, о которых говорилось выше.

«Столкновение новообразовавшихся общественных классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах» 1 .

«Родовой строй приходил к концу. Общество с каждым днем все более вырастало из его рамок; даже худшие отрицательные явления, которые возникали у всех на глазах, он не мог ни ослабить, ни устранить. А тем временем незаметно развилось государство...»

Долго скоплявшееся недовольство существующим строем, наконец, прорвалось наружу в виде так называемой Килоновой смуты в 30-х годах VII в. Сущность Килоновой смуты такова: Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, пользовался большой популярностью в Афинах. Воспользовавшись скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил произвести государственный переворот с целью захвата верховной власти. Приверженцам Килона удалось захватить Акрополь, но удержаться в нем они не могли вследствие слабой поддержки народа. «Узнав об этом, афиняне устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у Акрополя, начали осаждать его. Осада затянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставив архонтам сторожить Килона и дав им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время ббльшая часть административных функций принадлежала архонтам» . Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили Акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины? была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. По выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря эвменид.

Во главе осаждавших стояли представители рода Алкмеонидов. «Кплонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. В течение всей афинской истории Алкмеониды считались проклятым родом, не сдержавшим своего обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини покровитель- нипы города. Этим обстоятельством при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические и личные враги.

Попытка государственного переворота Кплона не удалась по причине незрелости движения, но все же толчок был дан. Классовые противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и классовая борьба. Начатая Килоном «смута» продолжалась и после его изгнания. Все это указывало на то, что общественное недовольство и брожение в Аттике в середине VI в. были очень сильны.

Первой серьезной уступкой эвпатридов было издание писанных законов-законов Драконта. В 621 г. одному из архонтов, Дра- конту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Возложенное поручение было выполнено. Так возникли «Драконтовы законы».

Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью («драконовы законы!»), что свидетельствовало о грубости и жестокости нравов этой эпохи. Смертная казнь полагалась даже за такие преступления, как праздность, кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны не чернилами, а кровью»,-так характеризовали Драконтовы законы сами греки. Рассказывали, что когда спросили самого законодателя, почему он почти за все преступления назначил смертную казнь, то Дра- конт будто бы ответил, что незначительные проступки, по его мнению, заслуживают этого наказания, для крупных же он не мог придумать большего. Особенно свирепы были кары за нарушение прав частной собственности: воровство, поджог, убийство и прочие гражданские правонарушения.

И тем не менее при всей свирепости, техническом несовершенстве и примитивности правосознания законы Драконта имели большое историческое значение как победа складывавшегося (рабовладельческого) демократического полиса над элементами родового строя, имели хотя бы потому, что некоторые статьи их были определенно направлены против кровной мести. Больше всего выгод от введения писанного права получил верхний слой демоса, в особенности проживавшие в Афинах иностранцы (метэкп). Метэки (или метойки), купцы и ремесленники, были заинтересованы в фиксации твердых правовых норм для торговых и денежных операций. Писанное право охраняло частную собственность и вносило порядок в имущественные и деловые отношения.

  • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938 г., стр. 106.
  • Там же.
  • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938, стр. 4.
  • Там же, стр. 109.
  • 8 Фукидид, 1, 126.

На что все-таки потратить драгоценное время отпуска - на приобретение шоколадного загара или изучение неизведанных мест нашей планеты? Вот бы совместить приятное с полезным! Такой отдых вполне реален, причем в Европе. В центре цивилизации и технического прогресса удалось-таки сохранить культурное наследие далеких предков - прекрасное побережье Аттики, полуостровной территории Греции.

Теплое лето на популярных курортах: Крит и Родос от турагентства Pegas Touristik ООО «ЦМТ». онлайн 24/7. Рассрочка под 0%.

Получите скидку! Забронируйте тур в Грецию по Акции: лето 2020. Лучшие предложения в Грецию Семейный, молодежный отдых в лучших отелях со скидкой до 40%. Интересные экскурсии. от турагентства TUI.

Вылеты из Москвы, оформи рассрочку — 0%. Путешествуйте вместе с TUI.

Как добраться

В Аттику проще отправится из Афин, куда регулярные международные рейсы доставят вас из любой точки мира. А дальше знакомство с районами этой плодородной части страны можно продолжить с помощью достаточно комфортной системы общественного транспорта: автобусы и ISAP (электричка).

В Афинах терминал пригородного транспорта находится по адресу: улица Кифису (Kiffissou), 100. До можно доехать на автобусе № 051, который отходит с остановки на пересечении улиц Zinonos и Menandrou (в районе площади Омония). Автобус ходит каждые 15 минут с 5 утра до 11:30 вечера.

По Аттике маршруты обслуживаются фирмой «КТЕЛ Аттикис», в ее ведении два автовокзала:

  • Западной Аттики - недалеко от Акрополя рядом со станцией ISAP «Фисеос»,
  • Восточной Аттики - на Египетской площади (пересечение пр-та Александра и ул. Патисион, ближайшая станция ISAP «Виктория»).

Поиск авиабилетов в город Афины (ближайший а/п к Аттике)

Погода в Аттике

В Аттику лучше всего отправляться в августе - октябре, когда солнце уже не печет, а ласково греет, а фрукты уже созрели.

Пляжные курорты Аттики

Итак, билет куплен, отель заказан, вы ступили на древнюю, потоптанную героями мифов и легенд землю, и мы приступаем к первой части нашего плана: загар, водные процедуры и томное ничегонеделание у кромки моря.

Идеальное место для этого - так называемая Афинская ривьера: Палео Фалиро, Глифада, Кавури, Вульягмени , Вула. И тут же греет мысль, что возлежать, умащенные ароматными маслами, вы будете на песках Аполлонового берега, побережья, в который входят эти районы. Привыкайте к пафосным и немного отдающим библиотечной пылью греческим названиям. Будьте уверены, что в большинстве случаев вместо ожидаемых голых скал и аскетичных хижин вы увидите роскошные яхт-клубы, благоустроенные высококлассные пляжи, дорогие отели и современные ночные клубы, которыми усеяна эта часть Греции.

Вульягмени

Глифада

Прекрасное место для европейского отдыха - Глифада в 15 км от Афин, с развитой инфраструктурой, бурной ночной жизнью и полями для гольфа.

Лагонисси

Если вы отдыхаете с семьей, лучше обосноваться в небольшом уютном курортном городке Лагонисси на берегу Эгейского моря. Спокойная атмосфера, песочный пляж и прогулки по тенистым лимонным рощам компенсируют нехватку витамина Д и серотонина (гормона настроения).

Лутраки

Усилить пользу «грекотерапии» для уставших путешественников помогут водолечебницы Лутраки . Сочетание мягкого климата, природы и целебной силы минеральных вод, из которых вы, как Афродита из пены морской, выйдете на свет заново рожденным, дадут возможность восстановить силы и вернуть душевное равновесие. Воды здесь на любой вкус: хлорсодержащие, щелочные, радоновые; температура - +30...+32°С.

Этап Кубка по триатлону в Лутраки

Сунион

А вот тем, кто гонится за новинками косметологии, стоит обратить внимание на курорт Сунион . Здесь можно провести много времени, пробуя необычные оздоравливающие и омолаживающие процедуры с использованием греческих трав, цветов, минералов, морской соли и водорослей. Тело отдохнет в гидротонизирующем бассейне «акваэликсир» или расслабляющем джакузи.

Популярные отели Аттики

Карты Аттики

Кухня

Кухня Греции настолько разнообразна и колоритна, что каждое ваше свидание с ней будет открывать перед вами новые вкусовые горизонты. А под греческое вино рецепторы станут еще более чувствительными. В жаркий полдень поможет совладать с чувством жажды любимый греками напиток «химос портокали» - свежий апельсиновый сок. Стоимость стаканчика - 2-4 EUR. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Лучший способ познакомиться с менталитетом местных жителей - это провести вечер-другой в традиционной таверне, где греки, открытый и радушный народ, оживленно проводят вечера, предпочитая телевизору и домашним посиделкам шумное общение и танцы до утра.

Гиды в Аттике

Развлечения и достопримечательности Аттики

После интенсивного курса солнечных ванн и водных процедур, поднабравшись сил, можно переходить ко второй части отпускной программы - погружение в историю Греции. Чтобы изучить все загадки и тайны, сокрытые в руинах и памятниках античной архитектуры этой страны, не хватит целой жизни - так велико достояние древней цивилизации, унаследованное жителями солнечного края. Но прикоснуться к некоторым из них, причем в буквальном смысле, можно.

Афины

Шоппинг очень развит в Афинах. Дорогим это удовольствие станет в районе Колонаки, экономичным и практичным - на улице Эрму, где расположены лучшие магазины греческих фирм. В магазинах улице Метрополеос вы найдете меха и ювелирные изделия. Своих клиентов не упустят торговые улицы Эолу, Патисион, район Монастираки и улица Афинас, знаменитые рынками и базарами.

А вот антиквариат, сувениры, изделия ручной работы ждут своих покупателей в районе старой части города, на Плаке. Заодно здесь можно подкрепиться, выбрав одну из многочисленных греческих таверн недалеко от мемориала Лисикрата. Чтобы описать атмосферу этой площади, достаточно представить московский Арбат или парижский Монмартр. Отличительные черты: неторопливый бесконечный поток туристов, национальная музыка, доносящаяся из переполненных кафе, античные кадки с оливковыми деревьями, выставленные вдоль бульваров, атмосфера непринужденного праздника.

Ночная искрящаяся огнями панорама Афин - награда тем, кто добрался до вершины холма Ликавитос, который венчает белая капелла Св. Георгия. Чтобы сэкономить силы и время, лучше воспользоваться городским транспортом, купив единый билет на автобус или троллейбус, либо спустившись в метро.

Стоимость одноразового билета, который необходимо прокомпостировать в течение 70 минут с момента приобретения, 1,4 EUR, суточный стоит 4,5 EUR, 5-дневный - 10 EUR. Пытаться прокатиться зайцем рискованно, слишком велик штраф за подобную шалость - 60-кратный размер стоимости билета.

Монастырь Дафни

Изучив Афины, обратим пытливый взор на пригородные территории. В 11 км от Афин находится монастырь Дафни - памятник византийской религиозной архитектуры Греции. Уникальна его история. Созданный как святилище Аполлона Дафнийского, монастырь принял в свои объятия христианских паломников, затем использовался в качестве крепостной стены и в довершение стал психиатрической лечебницей. Сейчас отреставрированный монастырь имеет статус памятника. Посетить его можно ежедневно с 08:30 до 15:00.

Храм Посейдона

Вторая яркая жемчужина в коллекции достопримечательностей Аттики - это храм Посейдона на мысе Сунион. Мощный исполин, обрамленный стройными колоннами, символизирует гармоничный союз земли и моря. Приносили жертвы своим покровителям моряки и правители Греции, веря в связь простых смертных и жителей Олимпа.

Храм Деметры

Еще одно рекомендованное к посещению место - храм Деметры в Элевсине. Здесь в античные времена совершались таинственные обряды, посвященные культу богини Деметры и ее дочери Персефоны. Посетить музей можно ежедневно с 08:30 до 15:00, кроме понедельника и праздников.

Древнейший период в исторической жизни Аттики, ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств - Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скорченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.

При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники несравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датируемые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.

Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности.

Обильные находки протогеометрической и геометрической керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику.

Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаружено около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.

В античной литературной традиции об Аттике древнейшей поры сохранились лишь отрывочные сведения. Фукидид, Геродот и в одном из своих диалогов Платон подчеркивают, что жители Аттики были не пришельцами, а автохтонами - аттическая земля была для них не мачехой, а родной матерью. Эта область вследствие скудости почвы не привлекла завоевателей, утверждает Фукидид, дорийское вторжение ее не затронуло. В дальнейшем же, когда расцвела афинская государственность, в Аттику стали стекаться выходцы из других мест, умножая ее население и способствуя своим трудом росту ее благосостояния.

В представлениях последующих афинских поколений древнейшие социальные установления, сохранившиеся в виде пережитков и в более позднее и значительно лучше нам известное время, явились результатом деятельности ряда легендарных царей. Так, например, мифический царь Ион разделил, по преданию, все население Аттики на четыре родовые филы, каждая из которых делилась на три фратрии, в свою очередь подразделявшиеся на 30 родов, в роде же было по 30 семей, так что всего в древней Аттике было 10 800 семей.

Свидетельством прежней разобщенности населения могут служить развалины многочисленных укреплений, некогда окружавших постоянно враждовавшие друг с другом родовые поселки. Следы такого рода укреплений до сих пор обнаруживаются при раскопках, производимых в различных пунктах Аттики.

Таким образом, здесь мы встречаемся с типичной для эпохи родового строя социальной структурой, закономерно порожденной всей совокупностью исторических условий того времени. Для древней Аттики характерна и другая типичная для эпохи господства родовых отношений черта - родоплеменная раздробленность. По афинским преданиям, на территории Аттики в древнейшие времена находилось 12 отдельных, обособленных и не зависимых друг от друга родовых общин.

Конец этой раздробленности, по преданию, также был положен мифическим афинским царем Тесеем, который объединил население всей этой области вокруг Афин и учредил один общий для всех совет и один пританей. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид, - афиняне совершают в честь богини [Афины] всенародное празднество синойкии [объединения]».

В исторической действительности процесс объединения Аттики, по-видимому, занял не меньше двух-трех столетий. Можно думать, что в течение IX-VIII вв. до н. э. к Афинам в результате напряженной борьбы присоединилась Паралия - прибрежная часть Аттики. После этого местный культ бога Посейдона был перенесен в афинский акрополь. Вслед за тем была присоединена Диакрия - горный район на севере страны. Отсюда в Афины был перенесен культ Тесея. Дольше всех сохраняла свою независимость юго-западная часть Аттики - область Элевсина с ее знаменитым храмом богини Деметры.

Судя по дошедшему до нас гимну в честь Деметры, Элевсин в VII в. до н. э. все еще продолжал сохранять независимость и, отстаивая ее, вел ожесточенную борьбу с афинянами. Афинский синойкизм явился, таким образом, длительным процессом, обусловленным существенными изменениями в строе прежних общественных отношений. Развитие производительных сил общества и связанных с ними производственных отношений породили потребность в объединениях более широкого характера, выходящих за пределы прежних родоплеменных организаций.

К VII в. до н. э. в Аттике возникают предпосылки для становления в ней классового строя и государства. Для его изучения мы располагаем уже несравненно более широким кругом источников. Первое место среди них, безусловно, занимает «Афинская полития» Аристотеля, долгое время считавшаяся навсегда утраченной и неожиданно вновь обретенная в виде рукописи на четырех листах папируса, найденной среди других папирусов, привезенных в 1890 г. в Британский музей из Египта.

«Афинская полития» Аристотеля - единственное дошедшее до нашего времени сочинение, дающее цельную картину политической истории Афин начиная с VII в. до н. э. Аристотеля существенно дополняют свидетельства об отдельных событиях афинской истории раннего времени Геродота, Фукидида, Диодора Сицилийского, Плутарха и других античных авторов, а также некоторые, правда, немногочисленные, надписи, монеты и археологический материал.

На основании всех этих данных можно заключить, что афинская община начала рассматриваемого периода была в основном земледельческой. Ремесла и торговля были развиты относительно слабо. Тем не менее социально-имущественное расслоение достигло значительной глубины. Могущественная родовая аристократия - эвпатриды («происходящие от благородных отцов») сосредоточили в своих руках лучшие земли.

Значительная часть остального населения оказалась в зависимости от них. «Бедные, - пишет Аристотель, - находились в порабощении не только сами, но также и дети их и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей. Да и ссуды обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона».

Иными словами, у афинян VII в. существовало суровое долговое право, хорошо знакомое древности, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой, и свободой членов своей семьи; несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев. Потребность крупных, по аттическим масштабам, землевладельцев-аристократов в рабочей силе, таким образом, удовлетворялась преимущественно за счет труда зависимых от них бедняков и труда рабов, рекрутировавшихся благодаря долговой кабале из среды ранее свободных членов той же общины. Это подтачивало силы общины.

Страницы: 1 2